Поперечный профиль дороги может быть принят исходя из некоторой высоты слоя воды. Наряду с устройством кювета, прилегающего к бордюру, дороге можно придать такой профиль, при котором высота слоя воды поперек дороги будет одинаковой. Рассмотрим дорогу, показанную на рис. 3.8.
|
|
q = iД· x, (3.46)
где iД – интенсивность осадков, м/с; х - расстояние от верхней точки профиля дороги, м.
Рис. 3.8. Отведение воды с поверхности дороги:
а - часть поперечного сечения дороги в увеличенном масштабе; б - дорога в плане
Среднюю скорость потока в лотках и каналах обычно определяют по формуле Шези через модуль скорости:
, (3.47)
где продольный уклон лотка или канала; коэффициент Шези; гидравлический радиус, м; коэффициент шероховатости; – модуль скорости течения; множитель, зависящий от шероховатости покрытия (для асфальтированных и бетонных покрытий с-1).
Вода, стекающая с поверхности дороги к ее краям, может разливаться на прилегающей местности, отводиться в боковую канаву или собираться в кюветы, проложенные у обочины дороги. Последние могут представлять собой трапецеидальные канавы, идущие в стороне от дороги или расположенные между наклонной поверхностью дороги и почти вертикальным бордюром. Вода будет течь по ним в продольном направлении, пока не попадет через впускное отверстие в дождевую канализацию. Таким образом, на сток в кювете будут влиять и продольный, и поперечный уклон дороги.
Расход воды в канале трапецеидального сечения можно рассчитывать по формуле [3, 9]:
, (3.49)
где iпр – продольный уклон канала (кювета); при определении площадь сечения и смоченный периметр будут определяться соответственно: м2; , м; b – ширина канала по дну, м; m1 и т2 – коэффициенты откосов, выраженные через котангенс угла наклона откосов к горизонтальной плоскости.
Заложение откосов назначается в зависимости от грунтов и типов крепления. Для каналов треугольной формы b = 0.
Если один борт канала образован бордюром дороги, а другой – выпуклой поверхностью дороги с уклоном iпоп (который согласно рис. 1.25 можно выразить как ), уравнение для определения расхода будет иметь вид:
Q= (3.50)
Минимальные размеры водоотводных канав рекомендуется принимать шириной по дну 0,3 м, глубиной - 0,4 м. Максимальная глубина протока воды в них должна быть не более 1,0 м.
Бровка канавы должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,2 м. Скорости течения дождевых вод в кюветах и каналах не должны превышать наибольших скоростей, величины которых при глубинах от 0,4 до 1,0 м принимаются равными (м/с):
при креплении стенок канала бетонными плитами….4
при одерновке откосов плашмя.............. ………..1,0
то же, в стенку.......................................... ………..1,6
при одинарном мощении откосов........... ……….2,0
при двойном………………................... ……….3-3,5
для скальных грунтов............................. 4,0
При глубинах потока менее 0,4 м значения наибольших скоростей следует брать с коэффициентом 0,85; при глубинах выше 1,0 м - с коэффициентом 1,25.
Наименьшие продольные уклоны лотков проезжей части, кюветов и канав принимают следующим:
лотки проезжей части при асфальтобетонном покрытии……0,003
то же, при брусчатом или щебеночном покрытии ……………0,004
то же, при булыжной мостовой.................. ……………….0,005
отдельные лотки и кюветы............................... ……………….0,005
водоотводные канавы.................................. ……………….0,003
Ширина зеркала воды в лотках мостовых при часто повторяющихся дождях должна быть не больше 0,6-1 м, а при расчетных дождях может достигать максимум 2 м.
При расчете внутриквартальной сети водоотведения время поверхностной концентрации принимают равным 2-3 мин. Поверхностные воды в кварталах стекают по лоткам внутриквартальных дорог, имеющим выпуски в лоток улицы или дождеприемный колодец внутриквартальной сети водостоков. Глубина и ширина потока воды зависят от площади водосбора F кви продольного уклона iпр. Уклоны лотка i л обычно изменяются от 0,004 до 0,02. Для кварталов шириной В при ширине улиц bл площадь стока до дождеприемника, установленного на углу квартала, будет F кв = (В + bл /2)· lл, где lл – длина лотка до первого дождеприемника от линии застройки квартала. Умножая площадь водосбора на расчетную интенсивность дождя и на коэффициент стока, получим расчетный расход воды, притекающей к первому дождеприемнику по лотку.
Внутриквартальные дороги шириной 3,5 – 4,5 м используются и как пешеходные. Заполнение дороги водой на глубину 6 см при дождях частой повторяемость (ширина разлива 3 м) затрудняет пешеходное движение. При высоте заполнения лотка более 10 см вся проезжая часть покроется водой, и движение автотранспорта будет затруднено.
Пропускная способность лотка Qл выраженная через модуль расхода К определяется по формуле:
(3.51)
В формуле (3.51) К= .
При уклоне iпр пропускная способность Qл должна быть такой, чтобы заполнение внутриквартальных дорог водой на глубину 6 - 5 см происходило не чаще 3 раз в год.
В таблице 3.4 приведены модули расхода и скорости для лотков проезжей части улиц шириной bл при коэффициенте шероховатости n= 0,017.
Таблица 3.4
Модули расходов К (м3/с) и скоростей W (м/с) лотков проезжей части улиц шириной bл (м) при заполнении лотка h (м) у борта для
асфальтированных и бетонных покрытий
h, м | Ширина улицы bл, м | |||||||
3,5 | 6,0 | 9,0 | 12,0 | |||||
К | W | К | W | К | W | К | W | |
0,05 0,06 0,08 0,10 0,12 0,15 | 0,16 0,47 1,10 2,00 3,30 5,35 | 3,90 5,20 6,94 8,78 11,00 13,30 | 0,16 0,47 1,28 1,98 3,02 5,05 | 3,90 5,20 7,80 9,40 11,20 14,00 | 0,16 0,47 1,03 1,98 3,40 5,95 | 3,90 5,20 6,40 7,90 10,00 12,50 | 0,16 0,47 1,03 1,86 3,04 6,05 | 3,90 5,20 6,40 7,45 8,45 11,20 |
Время протока воды от наиболее отдаленного здания квартала до дождеприемника, расположенного в уличном лотке, необходимое для определения расчетной интенсивности дождя, будет складываться из времени протекания (время поверхностной концентрации)от наиболее удаленной точки до уличного лотка (tcon) и времени протекания по уличному лотку до дождеприемника (tcan). Ориентировочно можно принять tcan = 1 мин. При наличии водоотводящей дождевой сети и на территории квартала время tcan не учитывается.