1. Постоянное наличие по меньшей мере шести признаков из следующих групп симптомов.
(а) Затруднения в социальных взаимоотношениях, проявляющиеся как минимум двумя симптомами из перечисленных далее:
— очевидные проблемы в невербальном общении (нарушен контакт глаз, мимика, поза и жесты);
— невозможность адекватно общаться на равных;
— недостаточное стремление искать общие с другими интересы, цели и удовольствия;
— недостаточный уровень социального или эмоционального взаимодействия.
(б) Затруднения в общении, включающие в себя хотя бы одно из нижеследующего:
— задержка (или полная недостаточность) развития разговорной речи;
— у людей с адекватным развитием речи — явное затруднение в инициации или поддержании разговоров с другими;
— стереотипные, повторяющиеся фразы или идиосинкразическая речь;
— неспособность притворяться и имитировать.
(в) Ограниченные повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения и интересов, по крайней мере один из них:
— ненормальная приверженность одному или более стереотипному и ограниченному паттерну желаний;
— строгое соблюдение особых, бесполезных действий и ритуалов;
— стереотипные повторяющиеся движения (например, похлопывание или вращательные движения пальцев рук или кистей);
— постоянная переоценка деталей предметов.
2. В возрасте до трех лет — задержка или нарушения социализации, развития речи, или символические игры.
Задержка психического развития
1. Уровень интеллекта — явно ниже среднего: при выполнении теста на коэффициент интеллекта показатель IQ меньше или равен 70.
2. Сопутствующие нарушения или недостаточность адаптации в двух и более областях, перечисленных ниже:
— самообслуживание;
— домашняя жизнь;
— социальные/коммуникативные навыки;
— использование общедоступных благ цивилизации;
— способность управлять своими действиями;
— функциональные академические умения;
— работа;
— досуг;
— здоровье;
— самосохранение.
3. Начало симптоматики — до 18 лет.