Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений» составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод административного права отвечает на вопрос: как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующие воздействие.
Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.
Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно организации экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.
|
|
Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими.
Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.
В КоАП сформулировано официальное определение административного правонарушения; им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Его признаками являются[5, c. 233]: во-первых, действие или бездействие «деяние»; во-вторых, противоправность; в-третьих, деяние, совершенное виновно; в-четвертых, оно влечет по закону именно административную ответственность, т.е. наказуемость. В отличие от преступлений административные правонарушения не определены в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность очевидна, поскольку они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан» на порядок управления.
|
|
Литература
1. Алексеев С. С. Правоведение. Т. 2. М. - 2003.
2. Завадская Л. И. Концепция закона: отрицание // Теория права: новые идеи (третий выпуск). М. - 2003.
3. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток. 2004.
4. Комаров С. А. Общая теория права. Саранск. 2004.
5. Российское административное право: учебник / под ред. Габричидзе. М.: «Норма», 2002.
6. КоАП. 2004.