В практике проведения соревнований по спортивным играм приняты такие системы розыгрыша: круговая, с выбыванием и смешанная.
При выборе системы розыгрыша учитывают задачи, которые ставят перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень подготовленности участников, территориальные условия, наличие спортивных баз и материальные затраты.
Круговая система. В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом, как правило, два раза — на своем поле и поле соперника. Эта система позволяет наиболее точно определить действительное соотношение сил на данных состязаниях. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.
Недостатком круговой системы является сравнительно малый охват участников и длительное время проведения розыгрыша, что связано с увеличением материальных расходов (большое количество площадок, расходы на организацию аппарата, проводящего соревнования, и т. д.).
Календарь (порядок встреч) игр по круговой системе составляют следующим образом. Главный судья проводит жеребьевку, после чего каждый участник получает определенный номер. Затем составляют пары участников на каждый день соревнований.
|
|
Чтобы составить расписание игр, нужно определить количество календарных дней и общее количество встреч.
где X — количество встреч, А — общее количество участников. |
Количество встреч определяется по формуле:
Например, если в сореванова-нии участвует 9 команд, то количество встреч в одном круге будет равно 36. |
В тех случаях, когда в соревновании участвует довольно большое количество участников, а время проведения ограничено, календарь встреч по круговой системе несколько изменяют. Всех участников предварительно делят на подгруппы и проводят встречи по круговой системе — определяется место каждого участника. Затем занявшие первые места играют между собою, вторые — между собою и т. д. Результаты игр оценивают определенным количеством очков за выигрыш, ничью и проигрыш. Если в соревнованиях от коллектива участвует одна команда, применяют следующие варианты оценок (в очках): победа — 2; ничья — 1; поражение — 0. Когда от одного коллектива выставляется несколько команд, то прибегают к дифференцированной оценке результатов каждой команды. Так, в первенстве Ленинграда по баскетболу каждый коллектив выставляет 2 мужские и 2 женские команды, а также 3 команды мальчиков и 3 девочек. Результаты игр оценивают следующим образом: первые мужские и женские команды за выигрыш получают 10 очков, вторые — 6 очков, старшие юноши — 6 очков, средние ■— 4 и младшие — 2 очка. Учитывают и оформляют результаты соревнований по круговой системе в виде специальной таблицы (рис. 5). Система с выбыванием состоит в том, что команда или участник, проигравшие встречу, выбывает из дальнейшего участия в со- |
Количество календарных дней при нечетном составе участников равно количеству участников, при четном — на единицу меньше.
|
|
При составлении календаря применяется два способа: с чередованием полей и без чередования.
Календарь с чередованием полей составляют таким образом. Берут нечетное число участников и чертят соответствующее число вертикальных линий, вокруг которых по порядку пишут номера. В результате справа и слева от каждой вертикали будут расположены участники, что соответствует одному дню соревнований. На рис. 3 показан пример составления календаря для 5 команд.
Если количество команд четное (для нашего примера 6), то команде, не играющей в данный день (0), подставляют очередную цифру. Такой способ дает возможность распределить пары с чередованием поля (принято, что первая цифра соответствует команде, на поле которой проводится соревнование).
Таблицы розыгрыша с чередованием полей составляют также иным путем: пишут встречающиеся пары в соревнованиях первого, второго и т. д. дня в строчку.
Для примера составим календарь для 6 команд.
Первый день встреч определяется следующим образом: 1—6; 2—5; 3—4, т. е. половина цифр (1...2...3) занимает в ряду пар первое место, а остальные цифры (6, 5, 4) ставятся справа от каждой цифры в уменьшающемся порядке. Встречи во второй и последующие дни составляют по таким правилам. Наибольший номер (в данном случае 6) включают в первую пару и ставят в четный день соревнований первым, а в нечетный — вторым. В паре с наибольшим номером ставится последний номер предыдущего ряда. Для составления следующей пары берется свободная цифра последнего ряда, соединяется с рядом стоящей цифрой следующей пары и ставится от нее справа. Третья пара составляется так же. В результате календарь для 6 команд будет выглядеть следующим образом:
первый день: 1—6, 2—5, 3—4; второй день: 6—4, 5—3, 1—2; третий день: 2—6, 3—1, 4—5; четвертый день: 6—5, 1—4, 2—3; пятый лень: з—6, 4—2, 5—1.
Календарь без чередования полей используют, когда соревнование проводится на одной площадке. Определяют количество календарных дней и соответственно этому составляют пары.
Для примера составим календарь для 6 команд (рис. 4).
Принцип составления: во второй и последующие дни первый номер остается на месте, а все остальные передвигаются на одно место против движения часовой стрелки.
Если количество команд будет нечетным (например, 5), то вместо следующего четного надо ставить ноль.
ревнованиях. В результате к концу состязания остаются две команды, которые после встречи между собой в финале занимают первое и второе места.
Эта система дает возможность при большом количестве участников провести соревнования в короткие сроки. Однако тогда определяются только первое и второе места. Кроме того, в финал могут выйти не самые сильные команды.
Календарь соревнований по этой системе составляют следу-
ющим образом. После жеребьевки всех участников пишут по порядку номеров в одну колонну. Если число их кратно двум (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то в первый день в состязаниях принимают участие все команды; их соединяют по парам по принципу сверху вниз.
На рис. 6 приведен пример составления такого календаря.
Несколько сложнее составить календарь, когда число команд не кратно двум. В таком случае нужно определить, сколько из них будет играть в первый день, чтобы ко второму дню осталось количество команд кратное двум. Для этого прибегают к формуле:
|
|
Х=(Л—2")-2,
где А — количество участников, п — такая степень, при возведении в которую основания «2» получается число, наиболее приближенное, но меньшее, чем количество участников.
Например, при 12 командах в первый день будет играть
Х = (12—23)-2=(12—8)-2=4-2=8, остальные 4 команды вступают в игру на второй день (рис. 7). При четном количестве отдыхающих команд в первый день не играет одинаковое количество участников снизу и сверху, при нечетном — снизу на одного больше (рис. 8).
В некоторых случаях при проведении соревнований по системе с выбыванием соперники встречаются дважды: один раз на своем поле, другой — на поле противника.
На рис. 9 показана итоговая таблица соревнований по системе с выбыванием.
Смешанная система предполагает проведение части игр по системе с выбыванием и по круговой системе. Чаще всего начинают играть по системе с выбыванием, а заканчивают круговой системой, розыгрыша. Но бывают и обратные варианты.