Первая задача

Экспериментатор еще раз повторяет инструкцию: « Разложи эти карточки подходящие с подходящими, можешь сделать 3 или 4 группы».

Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки, ему дается 1-й «урок-подсказка».

Первый «урок-подсказка». Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, 2, отличающихся только 1 признаком и спрашивает: « Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?». Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает: « Они отличаются цветом – 1 зеленая, другая красная ». Это и есть содержание 1-го «урока-подсказки» - указание на различие 2-х карточек по цвету. Если ребенок в течение 30 секунд не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается, т.е. дается 2-й «урок-подсказка».

Второй «урок-подсказка». Из других, лежащих на столе карточек, выбирается 3-я, сходная с 1 из 2-х первых (выбранных в 1-м уроке) по цвету. Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: « Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?.. », и если ребенок не может уловить мысль, продолжает: « Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная ». Это и есть содержание 2-го «урока-подсказки» - указание на сходство 2-х карточек по цвету. Если ребенок по-прежнему не может уловить способа группировки, то через 30 секунд следует 3-й «урок-подсказка».

Третий «урок-подсказка». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще 1 карточку желтого цвета и, начав таким образом все 3 группы, говорит: « Сюда будем класть все красные, сюда – синие, а сюда – желтые ». Следовательно, содержанием 3-го «урока» является наглядный показ и объяснение способа действия. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

Четвертый, пятый и т.д. «уроки-подсказки». В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще 1 карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями.

После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение 1-ой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную формулировку» выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: « Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие? » Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группировки карточек: « Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные, желтые ». Но в протокол заносятся слова ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: