Мерлин Волшебник

Мерлин Волшебник – мужчина средних лет, обладающий великими магическими силами; он служит советником при Короле Утере. Он погружен в друидические знания Британии, мудр и загадочен, поэтому его справедливо боятся и уважают все добропорядочные люди. Лордом Мерлина является сама Британия, а не король, хотя он различными способами помогает Утеру.

Мерлин способен творить любую магию Британии, будь то британского христианства или друидическую, римского христианства или гностическую; он даже знает кое-что из египетской магии.

РЗМ 12, ЛОВ 17, СИЛ 28*, ВЫН 19*, ХАР 12

Скорость 7, Броня 2

Без сознания 12, Серьезная рана 19, Опрокидывание 12

Здоровье 47*, Скорость выздоровления 5

Урон 7d6, Слава 14,452

Боевые навыки: кинжал 5, рогатина 6, лидерство 15, верховая езда 1, магическое разоружение 26**

Черты: Целомудрие 24, Энергичный 19, Благодарный 10, Щедрый 18, Честный 19, Справедливый 10, Милосердный 8, Скромный 12, Набожный 19, Благоразумный 14, Воздержанный 15, Доверчивый 10, Доблестный 15.

Страсти: Честь 10, Гостеприимство 15, Любовь (Британия) 24, Любовь (Семья) 10, Верность (Утер) 10.

Умения: Бдительность 21, Гребля 5, Хирургия 20, Сочинение 10, Куртуазность 21, Танцы 2, Знание Нечисти 21, Соколиная охота 3, Первая помощь 24, Флирт 3, Фольклор 21, Игры 3, Геральдика 10, Псовая охота 21, Рукоделие 10, Кривотолки 3, Красноречие 3, Музыка (арфа) 19, Узнавание 13, Религия (римское или британское христианство) 6, Религия (язычество) 22, Романтика 2, Пение 10, Хозяйство 2, Плавание 2, Турниры 2.

Отличительные признаки: длинные седые волосы и борода.

Лошадь: не нуждается, с магией гораздо быстрее…

Снаряжение: мантия волшебника, посох волшебника.

Особенность: Мерлин – единственный из живых людей, который может пользоваться всеми магическими Талантами (см. «Магия» в Главе 7)

* Данные значения выше человеческих и достались Мерлину с магией: СИЛ +16, Очки здоровья +16 и ВЫН +8

** Мерлин должен держать посох, чтобы использовать данную способность, еще он должен быть в пределах 20 ярдов (18 метров) до цели (хоть в ближнем бою). В других случаях действие рассматривается как стандартный противодействующий бросок атаки. Если Мерлин побеждает, оружие противника вырывается из его ладони и стремительно отлетает в любом направлении, по прихоти Мерлина, в пределах досягаемости (20 ярдов).

SIZ 12, DEX 17, STR 28*, CON 19*, APP 12; Move 7; Armor 2; Unconscious 12; Major Wound 19; Knockdown 12; Hit Points 47*; Healing Rate 5; Damage 7d6; Glory 14,452.

Combat Skills: Dagger 5, Spear 6; Battle 15, Horsemanship 1; Magical Disarm 26**.

Traits: Chaste 24, Energetic 19, Forgiving 10, Generous 18, Honest 19, Just 10, Merciful 8, Modest 12, Pious 19, Prudent 14, Temperate 15, Trusting 10, Valorous 15.

Passions: Honor 10, Hospitality 15, Love (Britain) 24, Love (family) 10, Loyalty (Uther) 10.

Skills: Awareness 21, Boating 5, Chirurgery 20, Compose 10, Courtesy 21, Dancing 2, Faerie Lore 21, Falconry 3, First Aid 24, Flirting 3, Folk Lore 21, Gaming 3, Heraldry 10, Hunting 21, Industry 10, Intrigue 3, Orate 3, Play [harp] 19, Recognize 13, Religion [Roman or British Christianity] 6, Religion [Paganism] 22, Romance 2, Singing 10, Stewardship 2, Swimming 2, Tourney 2.

Distinctive Features: Long grey hair and beard.

Horse: No need, for magic is much faster…

Equipment: Magician’s robes, magician’s staff.

Special: Merlin is the only person alive who can use every magical Talent (see “Magic” in Chapter 7).

Другие известные люди

Король Лот [KING LOT]

Лот – величайший из королей севера и противник Короля Утера. Он правит могущественным объединением королей, которые сопротивляются власти Пендрагона, и каждый знает, что сам Лот желает заполучить титул Верховного Короля.

Ульфиус, Герцог Силчестерский [ULFIUS, DUKE OF SILCHESTER]

Это сосед лорда Солсбери, он является известным воином и верным последователем Короля Утера. Один из влиятельнейших лордов в Логресе [напоминаю, это территория современной Англии, без Уэльса и Шотландии, прим. переводчика].

Нинева [NIMUE; взят пер. Бернштейн из «Смерти Артура», хотя сам Томас Мелори оставил Владычицу Озера безымянной, а Нинева/Нимуэ/Вивиана – одна из ее приближенных, очаровавшая Мерлина; прим. переводчика]

Леди Нинева [Lady Nimue] – Владычица Озера – могущественная чародейка [enchantress], она возглавляет сестринство могущественных языческих жриц. Ее обитель находится под магическим озером, которая поднимается по ее зову и которая может появиться почти в любом месте.

Король Рыбарь [THE FISHER KING, взят пер. Бернштейн; синоним: Король-рыбак]

Король Пеллам [Пелес, по Томасу Мелори и пер. Бернштейн], более известный и уважаемый под титулом Король Рыбарь, но его никто никогда не видел. Он – Хранитель [замка] Святого Грааля. Его царство скрыто от смертных глаз, о нем известно лишь из легенд. Поэтому тайный Замок Святого Грааля остается необнаруженным.

Король Элла [KING ÆLLE]

Элла является бретвальдом [ bretwalda – от англо-саксонского «Повелитель Британии»; прим. переводчика], правящим королем многих племен саксов, что расселились в Британии. Его личные владения Сассекс [Sussex]. Он хвастался, что завоюет всю Британию; сражался во многих битвах против Короля Утера. Выходцы с континента укрепляли его войско, однако другие саксонские переселенцы вместо того, чтобы стать союзниками, сделались противниками Саксонским королям.

Архиепископ Дубрик [ARCHBISHOP DUBRICUS]

Дубрик – архиепископ Британии. Он надзирает за религиозными делами на острове со своего святого престола в Карлионе (Carlion), римском городе в южной части Камбрии [Cambria] Он – римский христианин, который пользуется навыками дипломатии в попытке убедить многих аббатов Британской Церкви, не имеющих общего лидера, утвердить его (и Римское заодно) владычество. До сих пор, он не имел успеха.

Британия и Европа

В этой коротенькой части представлены основные географические и политические объединения в мире Dашего персонажа. Помните, что информация, представленная здесь, носит общий характер, и не содержит научных трактатов географов, демографов или других специалистов, которых еще не будет где-то тысячу лет.

Как Вы увидите, Ваш персонаж не много знает о мире за пределами родного Логреса, еще меньше о Европе, и вообще ничего о землях и людях за ее пределами.



Политическая раздробленность Британии

Британия поделена между пятью землями: Логрес, Камбрия. Кумбрия, Королевство пиктов и Корнуолл [Logres, Cambria, Cumbria, Pictland и Cornwall]. Логрес – самая важная из них. Кроме этого, на восточном побережье расположены несколько королевств саксов.

Логрес

Логрес – низинный регион Британии, находившийся до этого под властью римлян, которые построили здесь множество больших городов. Графство Вашего персонажа, Солсбери [Salisbury], находится на этой земле. Логрес – величайшее и наиболее могущественное королевство Британии, и колыбель Британской цивилизации и культуры. Оно включает половину всего населения острова, и поделено на несколько регионов, приблизительно основанных на племенных границах до римской эпохи. Однако эти племенные земли еще поделены на самостоятельные графства; каждое управляется графом (хотя парочка правителей все-таки носит тут герцогов). Эти романизированные регионы сильны и более самостоятельны, нежели другие.

В Логресе находятся несколько значимых городов, из которых Лондон – самый большой и самый важный. Карта Артуровской Британии, приведенная здесь, показывает знания вашего персонажа о Мире [оригинальная карта заменена на цветную и чуть более подробную, прим. переводчика]. Все дороги – римского происхождения, ныне они считаются королевскими дорогами. Они считаются собственностью местного короля. Однако местные лорды несут ответственность за поддержание этих главных магистралей. Любой, кто творит беззаконие на дорогах, объявляется предателем и наказывается так же, как если бы он сотворил жестокость в покоях короля. Римские дороги, вне пределов Логреса, не являются королевскими.

Церковь

В Британии того времени представлено две ветви христианства.

Британское христианство является местным для острова, оно установлено четырьмя веками ранее. Существуют эпископы и аббаты, но нет единой фигуры, которая бы возглавила их всех. Местные короли и знать поддерживают этих важных лидеров, которые, в свою очередь, верны местным лордам.

Римское христианство является частью иерархии порядков Рима, так что епископов назначает Папа. Римская Церковь в Логресе имеет одного верховного священнослужителя – архиепископа Карлиона, кимри по крови и по имени Дубрик; также наличествует дюжина или около того аббатов от великих домов.

Церковники не являются знатью, но, что не редкость, они являются землевладельцами [landlord]. Многие знатные семьи жертвуют земельные наделы церквям и аббатствам, которые в свою очередь обеспечивают рыцарей в обычной для феодалов манере.

Больше информации о Христианстве см. в Главе 7.

Язычество

Большинство британцев все еще язычники. Многие земледельцы по всему Логресу совершают подношения богам полей и погоды, и во многих королевствах за пределами Логреса сами короли и знать, приносят жертвы старым богам. Местные короли прислушиваются к советникам из числа друидов, своего рода жрецов-бардов и мудрецов, которые соприкасаются с древними силами этой земли. Лидеры друидов назначаются местными королями. Сеть друидов существует, но среди них нет четкой иерархии. Вместо этого, друиды признают друг друга через примеры знаний и силы.

Мерлин Чародей [the Enchanter, второй титул Мерлина Волшебника], архидруид, является признанным лидером языческой веры, ибо нет никого мудрее и могущественнее, чем он. Немудрено, ведь его силы затмевают способности других друидов, которые больше советники, нежели волшебники.

Существует другое магическое объединение, чьи последователи не являются друидами, но представляются жрицами и советчицами. Они обычно собираются в местные шабаши [coven], чтобы совершать обряды на плодородие, а также служить повитухами. Подобно друидам, они не имеют четкой организации, но принимают друг друга через признание способностей и уважения. Лидером этой группы является Нинева [Nimue]; ее сестринство Владычиц Озера высоко почитаемо, но только на почтительном расстоянии.

Больше информации о Язычестве см. в Главе 7.

Иностранная Британия

Вся остальная Британия, за пределами Логреса, чужеродная земля. Эти земли поделены на пять регионов, с несколькими королевствами в каждом. Большинство земель населены кимри [Cymric], другие ирландцами [Irish], саксами [Saxons] и пиктами [Picts].

Камбрия (CAMBRIA)

Камбрия – западный регион Британии. Иногда его называют Уэльсом [Wales] или, на франкский манер, Гэль [Gales, транскрипция взята из фразы “pays de Galles” – Страна Галлов, т.е. Уэльс, прим. переводчика]. Однако Камбрия несколько шире в восточном направлении, чем современный Уэльс и включает достаточно большой регион.

Два сильных короля делят власть в Камбрии. На юге это Лак [Lak] король над Естрегэлем [Estregales]. В его владениях живут в основном потомки древних ирландских налетчиков. Ему присягнули лорды Эскавалона [Escavalon], Глостера [Gloucester] и Кардиганшира [Cardigan, фр. название Ceredigion - Керединьон; прим. переводчика].

[Если игрок и, в большей степени, ГМ проявят смекалку, то смогут найти в сети гербы указываемых королевств, городов и NPC, прим. переводчика]

Землями Гомерет [Gomeret] и Островами (Англси и Святым Островом [Isles: Anglesey and the Holy Isle]), включая Чешир [Cheshire], правит Король Пеллинор [Pellinore], амбициозный и требовательный король. Он беспристрастный и справедливый человек, но его страсть к охоте иногда превосходит его обязанности править королевством. Впрочем, люди его любят, а он хорошо защищает землю от ирландских налетчиков.

Внутри земель Камбрии расположены скалистые горы и леса. Здесь живет множество племен, не знакомых с правлением королей или далеких от цивилизации.

Кумбрия (CUMBRIA)

Жители Кумбрии часто называются «северными британцами». В Кумбрию входят все земли к северу от реки Хамбер (Humber River) и к югу от Пиктских гор (Pictish mountains). Большая часть земель – это замшелые холмы и дремучие непроходимые леса.

Король Лот, сеньор Лаутеана [King Lot, the King of Lothian, взят пер. Бернштейн] – выдающийся король севера. Он пришел из северных островов Оркнея [islands of the Orkneys, взят пер. Бернштейн], но правит Лаутеаном. Также оно состоит в альянсе со многими племенами пиктов. Хотя Лот – владыка, правители большей части Британских королевств ему не подчиняются.

Королевство Малахат [Malahaut] – сильнейшее королевство, и Король Утер недавно спас их короля – сэра Берранта Последыша [Sir Barant de Apres – сэр Баран д'Апре, взят пер. Бернштейн] от саксов. Беррант имеет много титулов, как и Король Утер: Король-Центурион [the Centurion King], Король Бригантов [King of the Brigantes; бриганты – это народ на севере британии], наследник Короля Коля Старого [King Coel the Old, Коль – им. п.], и особенно он известен как Король-с-сотней-рыцарей [King of One Hundred Knights]. Зал его правления находится в городе Эборак [Eburacum – римское название форта, который впоследствии стал Йорком]

Берег саксов

Несколько земель на востоке Британии заселены германским народом из северной Европы. Собирательно, все они – саксы, однако, строго говоря, не все они из Саксонии. В данный момент Саксы держат Сассекс [Sussex], пока Юты [Jutes] – Кент. Англы владеют землями Ногота [Nohaut] и Диеры [Diera]. В каждой из этих земель правит собственный король.

Несмотря на то, что все они – противники кимри, «саксы» также соперники меж собой, и только верховный король, называемый бретвальд, коим сейчас является Король Элла Сассекский, поддерживает шаткий мир.

Королевство пиктов [PICTLAND]

Королевство пиктов включают в себя все земли севернее Кумбрии. Преимущественно, это горы, необследованные, и неизвестные никому кроме диких, татуированных местных племен. Укрепленный западный берег, называемый Длинными островами [Long Isles], заселяют ирландцы из могущественного королевства Дал Риада [Dal Riada – примерно, это западная Шотландия и Северная Ирландия, прим. переводчика].

Дикие племена этих земель регулярно совершают набеги и грабежи на Британию, и с добычей возвращаются домой.

Корнуолл и Бретань

Корнуолл и Бретань – это «запад». Корнуолл включает в себя весь юго-западный полуостров Британии (эта территория значительно больше, чем современный Корнуолл). Он известен богатыми оловянными рудниками и тесными политическими связями с Бретанью, чьи переселенцы заняли северную половину полуострова, где и дали потомство.

Корнуолл делят два правителя, и оба не подчиняются Утеру. Северно-западной половиной правит Герцог Горлойс [Duke Gorlois]; его жена, леди Игрейн [Ygraine], известна в Британии своей красотой. Юго-востояной правит Король Идрес [King Idres], который также владеет большей частью северной Бретани.

Бретань была римской провинцией, но ее жестоко обезлюдили варвары и болезни, и теперь ее населяют переселенцы из Британии. Эти прибрежные земли [другое название Armorica – «на море», досл. галльск.; на бретонском языке: «Breizh» – прим. переводчика] богаты и чудесны, несмотря на то, что вглубь континента тянутся дикие и зачарованные леса. Большей частью севера правит старый Король Идрес Тотнесский [King Idres of Totnes], король Корнуэллский. На юге главным правителем является король Конан Ваннский [Vannetais, т.е. из г. Ванн и прилегающих земель, прим. переводчика], амбициозный и вспыльчивый свирепой яростью до Короля Франции.

За пределами Британии

Ирландия

Ирландия – это варварский остров, населенный множеством кланов отъявленных дикарей, поделенных среди пяти великих королевств. У них есть Верховный Король, хотя титул, скорее, именной, чем действенный. Жестокие налетчики этих земель регулярно переплывают Ирландского море и грабят Британию.

Европа

В то время континентальная Европа была малоизвестна. Главными регионами были Рим (Италия), Франция, Ганис [Ganis], Галь [Gaul], и далекая Византийская Империя. Великая Римская Империя Цезарей пала, и ее поделили на варварские королевства правнуки древних Германских богов.

Франция – большая страна на севере, населена Франками. Ими правит король Хлодвиг [Clovis], который больше делает, нежели наблюдает, в отличие от других франкских лордов, продолжающих сражаться меж собой. Столицей является Париж – грязный, обнесенный стенами город.

Ганис [Ganis; по названию, это королевство Галисия, будущая Испания, прим. переводчика] – могущественная земля на южном побережье Бискайского залива. Моряки Ганиса и Бретани борются за атлантические торговые пути между Британией и Средиземноморьем, а также с саксонскими пиратами, курсирующими в этом регионе.

Галь [Gaul; Галлия] – это южная земля, более цивилизованная и романизированная, чем северная Франция. (Большинство жителей еще могут читать и писать!)

Италией правят Готы, германские племена, которые безуспешно обезьянничают, пытаясь подражать римлянам. В Риме находится Папа, лидер римской христианской церкви [католическая церковь будет единой еще пять столетий (до 1054г), когда от нее отколется греко-кефальная церковь, прим. переводчика].

Византийская Империя – самая могущественная, но лежит так далеко, что о ней не стоит беспокоиться. Все другие земли в Европе – это феодальные или варварские королевства. Далеко на севере царствуют еще более свирепые варвары: пикты и скандинавы.

[От переводчика: для русских богатырей скажу мнение всех жителей Британии того времени: далеко на востоке Европы живут люди с лисьими головами, - так гласят некоторые путеводители и описания земель. Еще Геродот помещал киноцефалов – «людей с песьими головами» – в Скифию; эта тема широко обсуждалась теологами христианства того времени (в частности, св. Аурелием Августином): это люди-полупсы, но они носят одежду, значит, им известен стыд, следовательно, им можно говорить о Боге… логика.

Опытными лесными воинами, чьей тактикой было затягивание противника в лесной массив и отстрел копьями и стрелами, нападение с деревьев и из-под воды, где дышали через соломинку, изготовление ловушек и рытье ям, – являлись анты и венеты, так называл славян в книге «Стратегикон» Маврикий Стратег – это V-VIвв, т.е. время, в которое происходят действия игры. Также сказано, что военных пленников они приносят в жертву, но гостей, даже иноземных, селят в домах на окраине, иногда их даже специально строят для гостя, дают им все необходимое для жизни и относятся с добротой и почтением, пока гость отвечает добротой на гостеприимство…]

Высокое рыцарство

Как рыцарь, Ваш персонаж непосредственно знает все о данном вопросе. Другие сведения о рыцарстве можно найти в Главе 7.

Происхождение рыцарства

В начале все люди были равны в совершенном царстве гармонии и мира. Однако Адам и Ева обрекли человечество жить в мире тревог и смерти. Зависть и любостяжание вошли в бытие, и когда люди ожесточились, тогда сила восторжествовала над правдой. Жестокие люди стали вождями и силою возвысили себя над слабыми и немощными.

Наконец, для укрощения несправедливости и для защиты слабых было учреждено рыцарство. Самый сильный, отважный и верный человек ex mille electus (один из тысячи других) избран был стать рыцарем (L. miles*). Было ему дано оружие, доспехи, благородный конь и оруженосец в услужение ему. Он был поставлен над прочими людьми, дабы защищать их от тирании и дикого зверья. Простые люди, в свою очередь, оставлены возделывать землю и содержать рыцаря.

Поскольку добродетель отходит по наследству, было дано долгом каждого рыцаря научать своего сына последовать его благородному примеру. В том существовало учреждение. Вот рыцари среди великих Библейских героев: Иуда Маккавей и Царь Давид. Среди язычников древних тоже находились рыцари: Александр** и Юлий Цезарь были из числа их.

[От переводчика:

** Перечисленные рыцари имеет под собой основу – это «Девять Достойных»:

1. Три праведных язычника: Гектор, Александр Великий, Юлий Цезарь,

2. Три честных иудея: Иисус Навин, Царь Давид и Иуда Маккавей,

3. Три добрых христианина: Король Артур, Карл Великий и Готфрид IV Бульонский.

«Царь Давид» – в оригинале «Король Давид», «Александр» – имеется в виду Александр III Великий, он же Македонский, на коне Буцефале. Иуда Маккавей – библейский персонаж, возглавивший борьбу против язычников. Во 1-ой Маккавейской книге (Ветхий Завет) он погибает, однако в 2-ой Маккавейской книге раскрывается его героическая смерть. Это один из любимых эпизодов переводчика:

«…Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота, тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство. Но как удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, отважно вбежав на стену, мужественно бросился с нее на толпу народа. Когда же стоявшие поспешно расступились и осталось пустое пространство, то он упал в средину на чрево. Дыша еще и сгорая негодованием, несмотря на лившуюся ручьем кровь и тяжелые раны, встал и, пробежав сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь...» (2-ая Макк. 14:41-46)

*L. miles = Legionarius miles – «рыцарь легиона», досл. лат.;«идеализированный» легион равнялся 1000 воинов, кстати; согласно Иоганну Беке: «Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушным), ingenuus (свободорожденным), largifluus (щедрым), egregius (доблестным), strenuus (воинственным)» (около 1350г.);

Вообще весь этот текст приведен по книге Раймунда Луллия «Книга о рыцарском ордене» (Рамон Льюль), 1275г. – она есть в Библиотеке Якова Кротова «krotov.info»:

Для сравнения и расширения материала самой книги правил; текст дан по книге Льюль Р. Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. «Литературные памятники» Российской Академии Наук, в переводе В.Е. Багно (М., 1997, 2003 гг.):

Иссякли в мире милосердие, преданность, справедливость и правда; утвердились враждебность, вероломство, несправедливость и ложь, замешательством и смятением был охвачен народ Христов, который был призван к тому, чтобы любить, познавать, превозносить и бояться Господа.

В мире, в котором не оставалось места милосердию, попранной оказалась справедливость, и тогда она была вынуждена для восстановления своего достоинства прибегнуть к помощи страха; ради этого весь народ был поделен на тысячи, а из каждой тысячи был избран и выделен один (ex mille electus) самый обходительный, самый мудрый, самый преданный, самый сильный и превосходивший всех благородством, просвещенностью и учтивостью.

Среди животных было выбрано животное самое красивое, самое быстрое и самое выносливое, наиболее приспособленное к тому, чтобы служить человеку; а коль скоро конь – самое благородное из всех животных, способное как нельзя лучше служить человеку, то его и решили предоставить человеку, выбранному среди других людей, и назвали этого человека рыцарем ( игра слов: Caval – лошадь, исп. Cavalyer – рыцарь, исп.)

Едва лишь наиблагороднейший человек был обеспечен наиблагороднейшим животным, возникла необходимость снабдить его достойными доспехами, пригодными для сражений и способными предохранить от ран и от смерти; и такие доспехи были найдены и вручены рыцарю.

Быть избранным, иметь коня, доспехи и быть господином еще недостаточно для того, чтобы претендовать на высокую честь принадлежности к рыцарству, ибо рыцарь нуждается также в оруженосце и стремянном, которые заботились бы о нем и о его конях. Необходимо также, чтобы кто-то пахал, перекапывал землю и выпалывал сорняки, дабы давала она плоды, которыми питаются рыцарь и его кони; следует ему также ездить верхом, вести жизнь сеньора и находить усладу в том, что приносит тяготы и заботы его подданным.

Наука и школа рыцарства предписывают рыцарю позаботиться о том, чтобы сын его в юном возрасте был обучен верховой езде, ибо, не овладей он этим искусством в юности, в старости он им уже не овладеет. Необходимо также, чтобы сын рыцаря, будучи оруженосцем, приучился ухаживать за конем; желательно также, чтобы сын рыцаря, прежде чем стать господином, побывал в подчиненных и привык прислуживать господину, ибо как же иначе, став рыцарем, узнал бы он, в чем заключается достоинство сеньора. Поэтому следует рыцарю отдать своего сына в услужение к другому рыцарю, дабы научился он прислуживать за столом и в походе (буквально: разрезать мясо и надевать сбрую), равно как приобрел иные рыцарские навыки. ]

Становление рыцарем

Формальное следование в обучении рыцарскими навыками являлось непреложной частью феодальных традиций. За исключением особенных моментов, каждый претендент на рыцарское звание должен был пройти следующие шаги.

Паж [PAGE]

Пажи – юные мальчики и девочки между десятью и пятнадцатью годами [вообще, возраст для пажа это 7-14; прим. переводчика], которые учатся особенностям придворной жизни, наблюдая за старшими и выполняя их поручения. После служения пажами, большинство девочек становятся девицами-на-выданье или женами. Мальчики становятся оруженосцами.

Оруженосец [SQUIRE]

Мальчики становятся оруженосцами в возрасте пятнадцати лет. Оруженосцы являются слугами рыцарей, во время этого обучаются особенностям рыцарства. Самые уверенные в себе, самые обнадеживающие и те, кто имеют правильные связи, становятся рыцарями. Большинство остается оруженосцами [или сержантами, если оруженосец родом из простолюдинов, прим. переводчика].

Рыцарь [KNIGHT]

Большинство претендентов ждут 21-летия, чтобы их посвятили в рыцари после службы оруженосцем. Посвящение в рыцари мужчин моложе – это исключение, но случаи имелись (Ланселот был посвящен в рыцари в девятнадцать лет). Иногда молодой наследник должен быть спешно посвящен в рыцари и облагорожен по достижению совершеннолетия: восемнадцати или, что реже, пятнадцати лет [Насколько реже? 8-ю столетиями позже совершеннолетие в Священной Римской Империи было установлено в 16 лет, в Королевстве Обеих Сицилий – в 14 лет, самому Артуру Пендрагону было 15-16 лет, когда он взошел на престол и, следовательно, был посвящен в рыцари, прим. переводчика].

Рыцарские ранги

Все рыцари имеют определенные обязанности и качества. Однако не все рыцари равны меж собой, и поэтому существует несколько ступеней рыцарства. Различия между ними преимущественно определяются достатком и ресурсами рыцаря. (На заметку: описательный термин может употребляться как до слова «рыцарь», так и после него, поэтому равно правильно сказать рыцарь-бакалавр или бакалавр-рыцарь, данная особенность является следствием влияние французского языка на германо-английский.)

Ступени или ранги, которых достигает Ваш персонаж, существенно влияют на ход игры. Правила для расчета эффектов различных доходов приведены в Главе 8. В Главе 7 «Амбиции и Вера» и следом за «Славой» (в Главе 5) приводятся правила, которые показывают, как увеличение репутации влияет на рост могущества и уважение рыцарей других ступеней.

Рыцарь-наемник [KNIGHT MERCENARY]

Рыцари без господина – низший класс рыцарей. Их зовут наемными, поскольку они вынуждены содержать себя, работая за деньги. С тех пор, как рыцари являются воинами, они, обычно, зарабатывают на жизнь, будучи наемными солдатами [«солдат» – от лат. «solidus», см. Глоссарий «s.: Shilling», прим. переводчика], и отличаются от обычной наемной конницы (сержантов) только тем, что они дали рыцарскую клятву перед лордом.

Рыцарь-бакалавр [KNIGHT BACHELOR, холостой рыцарь]

Рыцари-бакалавры получают содержание от своих господ, либо путем прямого служения, либо через денежные выплаты [денежный фьёф, т.е. рыцарю платят деньги так же, как если бы он получал деньги от земельного надела или фьёда, прим. переводчика]. (Слово «bachelor» происходит от «bas chevalier» - «младший рыцарь» [или же от bacalaro – оруженосец, тосканск., или же от «baccalarius» - «зависимый фермер», средневек. латынь, или от bacca – корова, или (из словаря Ожегова): «bacca laureatus» - «увенчанный лаврами»; прим. переводчика.] [В любом случае], это название ассоциируется с неженатыми мужчинами [холостяками], поскольку рыцари-бакалавры не были достаточно богаты, чтобы содержать жену.)

Рыцари-бакалавры также называются «домашними рыцарями» [«household knight»], поскольку живут в господском замке, а не на своей земле. Они служат телохранителями и гарнизонной армией, и путешествуют, если лорд берет их с собой. Их верность имеет большое значение для успешности лорда, возможно, даже для его жизни, поэтому, как правило, с ними хорошо обращаются и даруют всякие почести.

Рыцарь-бакалавр может носить пенноселль (маленький пеннон [флажок, вымпел]) на своем копье ради отличия своего ранга от наемных рыцарей и конницы без гербовых цветов.

Рыцарь-вассал [KNIGHT VASSAL]

Рыцари, которые имеют собственные владения, именуются рыцарями-вассалами. Они владеют замком и землями, и поэтому считаются землевладельцами [landlord], способными обеспечивать себя для войны. Рыцари-вассалы обычно живут в собственных замках, однако они обязаны служить сорок дней в год своему господину или королю, и еще двадцать дней, если лорд того потребует. Также они должны служить три месяца в гарнизоне замковой стражи, и прибывать по первому зову, когда бы лорд ни потребовал. Рыцарь-вассал может носить пеннон [длинный флажок] на своем копье.

Рыцарь-господин [KNIGHT LORD]

Рыцари иногда являются господами над другими рыцарями, и поэтому их называют рыцарями-господами. Рыцари-лорды – это высший ранг знати, лорды земли. В данной книге, «лорд» подразумевает любого рыцаря, за которым могут последовать другие рыцари. Низшая ступень лорда – это рыцарь-беннерет [см. Введение, «Что значит Пендрагон?» и «Lord - Лорд» в Глоссарии], высшая ступень – Верховный Король.

Герб [THE COAT OF ARMS]

У каждого рыцаря имеется свой неповторимый герб. Герб рисуют на щите и нашивают на сюрко [одежда, надеваемая поверх доспехов, прим. переводчика], но также он может использоваться для украшения всего, чем владеет хозяин герба. Только рыцарь, его жена и нанятый герольд (который должен надевать специальный тип плаща, называемый табард [короткий плащ-накидка, прим. переводчика]) могут носить личные гербы рыцаря.

Старший сын рыцаря носит отцовский герб, но со специальным символом, называемым отличительным**, который снимается со щита, после того, как наследует, по смерти отца, титул и права. Остальные сыновья обычно дополняют отцовский герб, так что члены семьи имеют схожие гербы. Взгляните на примеры данной книги и увидите, что все члены семьи де Галис [ошибка в тексте; должно быть: де Ганис] имеют три красные диагональные полосы, а клан Оркней имеет желтого двухголового орла на пурпурном фоне*.

Искусство и наука понимания гербов называется геральдикой; эту сложную науку нужно познавать в деталях. Все сложности разбираются во множестве книг, которые Вы можете найти в библиотеке; Пендрагон лишь поверхностно касается этого вопроса.

[*От переводчика:

Согласно книге Silibeau Freddy «LES ARMOIRIES DES CHEVALIERS DE LA TABLE RONDE» («Гербы рыцарей Круглого стола», 2-ое издание):

– герб де Ганис (это сэр Борс, сэр Ланселот) – «… а trois bandes de gueules» – «…три червленые перевези», т.е. три красные диагональные полосы (правые, поскольку не указано другое, т.е. идут из левого угла щита: правая сторона щита – слева для смотрящего на герб).

– герб Оркней (это сэр Гавейн, сэр Мордрет) – «de pourpre á l’aigle bicéphale d’or» – «пурпурный щит, обремененный золотым двуглавым орлом», т.е. на пурпурном фоне (в центре щита, ибо не сказано другое) расположен желтый двуглавый орел.

– А герб де Галис (это король Пеллинор, который правит Гомеретом и островами Англси и Святым, см. Камбрия) – «d’or semé de croisettes d’azur» - «золотой щит, засеянный лазурными крестиками», т.е. на желтом фоне много синих маленьких крестов; согласно изображению, кресты расположены (сверху вниз): 4-3-4-3.]

[** от переводчика: Отличительные символы – бризуры – сыновних гербов:

- Незаконнорожденный сын (бастард) – косой жезл = брусок, как перевязь или полоска, не доходящая до углов щита; волнистая кайма (по краю щита), наборная кайма (из 2-3 цветов) и другие варианты искажения.

- Первый сын – Титл, или турнирный воротник. Расположенный во главе щита (сверху посередине) Т-обраный символ чаще всего с тремя зубцами, вместо одного. 3 зубца – если жив отец, 5 – если жив дед, 7 – если жив прадед.

- Второй сын – Полумесяц.

- Третий сын – Пятиконечная звезда.

- Четвертый сын – Марлет, это мифическая безногая птица-вестник.

- Пятый сын – Небольшое кольцо.

- Шестой сын – Геральдическая лилия.

- Седьмой сын – Роза.

- Восьмой сын – Крест с раздвоенными и завитыми концами.

- Девятый сын – Восьмилепестковый цветок.

Прочие вопросы геральдики в кратком и доступном освещении можно найти здесь: https://www.excurs.ru/pravila.htm, - прим. переводчика.]

Феодализм

В мире Пендрагона руководствуются правилами и законами феодализма. Из данного раздела Вы узнаете о фактах и предрассудках, что превалировали в Средние Века, которые, однако, неизвестны большинству людей.

Тем не менее, обратите внимание, что правила и законы Пендрагона основаны на более известных законах Европы XII-XIIIвв., а не тех, что были распространены в Британии VIв. И все-таки они являются историческими фактами: брутальный реализм и жестокий мир. Игроки должны хотя бы примерно знать эти законы, чтобы полноценно понимать своих персонажей.

Феодализм начинается с того, что все принадлежит королю, высочайшему лорду земель. Все права дарованы королем, который распределяет привилегии и обязанности среди своих вассалов; они, в свою очередь, распределяют части своих прав и обязанностей между своими рыцарями. Все обязательства являются личными, зависимыми от отношений между лордом [сюзереном] и его вассалами. Знатные люди присягают на верность своему лорду, после чего они считаются вассалами данного лорда.

Лорды поддерживают верность своих любимых вассалов, раздавая им земли – самый ценный и постоянный ресурс в мире. Получение золота является сомнительной практикой [см. выше «Рыцарь-наемник»], поскольку даже крестьянина можно подкупить золотом, поэтому передача земли является священной. Землю можно передать:

- как Лен [ gift ], на пожизненное управление, но, по смерти, земля отходит обратно господину.

- как Аллод [ grant ], на полное управление с правом наследования.

В действительности, вассал не владеет своей землей, данной ему, но он распоряжается всеми привилегиями, получаемыми от этой земли. Вассалы получают привилегии взамен верности и долга службы. Пока рыцарь выполняет свои обязательства, его привилегии законны и не могут быть отобраны. Обычно, обязанности рыцаря заключаются в служении верой и правдой господину в военных кампаниях и помощи ему в важных делах советами. В свою очередь, лорды клянутся защищать вассалов, давать им пропитание и средства к существованию. Таким образом, в мире нет односторонности, все соглашения между лордом и вассалом имеют обратную связь.

Обязательства могут быть изменены, только если оба члена соглашения согласны. Обычно, они изменяются, когда кто-то совершает что-то знаменательное для другого. Если вассал спасает короля на поле битвы, он может получить свои ленные земли как постоянный аллод. Если рыцарь оказывается неверен, то он лишается земель, над которыми был господином. Типичные причины возвращения земель: предательства, отказ поддержать господина, отсутствие наследника, когда умирает старший правитель. Дочери могут наследовать отцу, только если нет наследников мужского пола*.

[*От переводчика; из книги Стефана Гратхоффа Mainzer Erzbischofsburgen (перевод взят с сайта: «Мир Замков» - https://mir-zamkov.net)

«В 1338 архиепископ Генрих и граф Герлах I передали замок Армуде в лен рыцарю Зигфриду фон Линдау и его жене. Правом наследования обладали оба старших сына. В случае невозможности наследования обоими сыновьями лен должен был перейти старшей дочери, но лишь до тех пор, пока ее старший сын не станет дееспособным. Если и это было невозможно, то наследовала ее старшая дочь. И в других замках порой оговаривалось женское наследование, как например в 1323 в замке Сольмс и 1334 в замке Хадамар, при этом назначение опекуна договором не предусматривалось.

Уже в 12 и 13 в. женщины могли становиться со-ленниками, если лен должен был служить обеспечению предполагаемой вдовы. Уже по этой причине женское наследование требовало особого внимания, так как повторный брак вызывал осложнения».

Данная вставка призвана обратить внимание на то, что указано в Глоссарии: разница между титулами «Lady» (Леди) и «Dame» (Дама), т.е. соответственно: жена и землевладелица (чаще всего, вдова)]

Ранги феодального вассалитета отсчитываются от приближенных к королю, как по дружбе, так и по богатству. В Пендрагоне ими являются Британские короли, лорды и наместники. Эти люди, в свою очередь, содержат собственных вассалов. Рыцари (а также оруженосцы, как рыцари-на-испытании) представляют низший класс знатных вассалов. Они могут получать земли от короля, графа, низших лордов или даже от других рыцарей; в других, редких, случаях рыцарь может стать вассалом без земельного лена или аллода [gift or grant].

Церковные официалы [наместники, лат.] и монастыри также наделяют землями рыцарских вассалов в обмен на верную службу. Монастыри часто становятся могущественными землевладельцами с собственной армией рыцарей для защиты владений.

[От переводчика об особенностях вассалитета: Карлу Великому принадлежит фраза: «Вассал моего вассала – не мой вассал», этой фразой он начал феодальную раздробленность…; подоплека была такая: один из баронов напал на соседнего и убил его. Сюзерен мертвого барона и вассал короля приходит к Карлу и требует сатисфакции, мол, вассал вассала короля убил его барона. Карл и ответил знаменитой фразой, мол, он отвечает за действия только своих личных вассалов, с которыми связан узами, а с теми баронами он ничем не связан, так что это проблемы сюзеренов этих баронов, а не короля. Фраза работает в обе стороны: «господин моего господина – не мой господин».]

Клятвы

Клятва – это обещание, данное с призывом Бога в свидетели; это более сакральная форма обещания, поэтому не может быть нарушена без серьезных последствий: для христиан – это угроза вечного проклятия в Аду.

Однако более насущными покажутся социальными последствия. Все нормальные люди презирают клятвопреступников. Данное человеком слово является одним из немногих, что остается, когда у него отбирают все материальные блага. Клятва – это душа и личность человека. Клятвопреступник имеет чахлую и жалкую душонку; ему нельзя доверять, и должно лишить его прав, которые он имел, будучи членом общества. С тех пор как общество стало основываться на клятвах и держании слова, всякий, кто пал и неспособен соблюдать обеты обществу, более не может быть его частью.

Клятвы можно понимать буквально или фигурально. Тем не менее, большинство людей видят смысл клятвы в ее безоговорочном выполнении, интеллектуалы же выполняют иногда только письменно заверенные клятвы. Подобные недопонимания являются причиной разногласий между классами [Классы: 1) Те, кто правят – рыцари и знать; 2) Те, кто молятся – священники и жрецы; 3) Те, кто работают (крестьяне и ремесленники; прим. переводчика]. В игровых терминах, клятвы регулируются через Страсть: Честь [Honor passion] (см. «Страсти» в главе 4).

Оммаж и присяга

Каждый рыцарь, кроме короля, чей-либо вассал. Каждый, кто имеет над собой господина, прошел ритуал (названный позднее церемонией коммендации [ ceremony of commendation, от лат. commendare – рекомендовать, поручать; прим. переводчика], составленный из оммажа и присяги и связующий двух свободных людей нерушимыми и постоянными узами верности.

Первая часть церемонии – оммаж – является древнейшей: происходящей от ритуалов франков и саксов. Оммаж – это акт признания [«человеком»]. Это личная клятва подчинения своему господину. Вассал преклоняет колени [знать – одно колено; простолюдины – оба, прим. переводчика] и поднимает сложенные ладонями руки к лорду, который принимает их – в свои. Вассал дает краткое клятвенное обещание помощи и совета. Помощь означает военное присутствие, а совет – поддержку лорда в делах и наставлениях. Затем лорд дает простое обещание предводительства, и заверяет клятву передачей бенефиция, или дара. Под бенефициею обычно понимается земельный надел, или фьёф. После клятвы вассал поднимается, и люди скрепляют клятву поцелуем, который завершает акт оммажа.

Присяга – это клятва верности. Это торжественная клятва, часто даваемая на святых мощах. Самая распространенный пункт присяги – это обещание никогда не нападать на своего господина. В отличие от оммажа, который может быть объявлен лишь раз, клятву присяги иногда проводят повторно, чтобы освежить ее, или когда господин сочтет нужным.

После того, как обе клятвы произнесены, вассал называется «человеком другого человека». Его также иногда называют «человеком рук своих и уст своих» [«а man of hands and mouth» - это отсылка к книге Притч Соломоновых: «От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его» (12:14), прим. переводчика]

Множественная верность возможна, когда человек клянется в верности двум (или более) лордам. Данная проблема обсуждается при дворе, однако в настоящий момент наиболее популярным решением является практика выбора лорда-сюзерена [ liege lord, см. Глоссарий во Введении]. Среди всех лордов, выбирается один, именуемый сюзереном, которому вассал отдает предпочтение в случаи войны.

Ваш персонаж в начале игры имеет только одного лорда, который не создает проблем. Однако, если он приобретет земли где-нибудь еще, персонаж будет вынужден выбрать одного лорда своим лордом-сюзереном.

Социальные классы

Общество состоит из трех строго разделенных социальных классов: знать, духовенство и простонародье. Каждый находится в этой системе. Люди рождаются в своем классе и ведут тот же образ жизни, что и их родители. Люди обычно не надеются изменить свой статус.

Это кажется шокирующим в наши дни, когда личная свобода – наивысший идеал. Членам нашего современного, демократичного общества сложно понять классовую систему, в которой доминирует средневековое общество, но понимание этого необходимо, чтобы улавливать чувства и смысл литературы и событий в Средние Века.

Строгие социальные классы не обязательно являются чем-то неправильным или плохим. Многие люди находят комфортные условия, избегая ответственности и зная, что распорядок дня будет предсказуемым и неизменным. Плоха не сама каста, плохо то, что из-за принадлежности к касте их жестоко эксплуатируют, поэтому, несмотря на то, что многие зависимые крестьяне хотели бы изменить условия своей жизни, они знают, что всегда будут крестьянами со всеми преимуществами и недостатками бытия пахнущих землей мужчин и женщин.

[от переводчика: нищий зависимый крестьянин XIII в. в Англии имел угол в общинном доме, очаг, котел, соломенный матрас, одежду, шерстяное одеяло, несколько шкур, некоторые личные принадлежности и свободный доступ к хворосту за 80 рабочих дней в году на своего господина, а также 82 нерабочих церковных праздника, где бесплатно раздавали еду и пиво, дополнительно шла защита господина от кражи и разбоя соседних господ. Тоже самое в переводе на современную жизнь: однокомнатная квартира с уборной и душем, горячей и холодной водой, холодильником, микроволновой печью, телевизором и бесплатным интернетом всего за 80 рабочих дней в году и средствами, чтобы жить оставшееся в году время. Это к вопросу: «плохо ли жилось крестьянам?» Если не брать статус, а условия жизни, то спальня богатого крестьянина (старосты) немногим отличалась от спальни своего господина, а колодец и нужник были даже ближе.]

Правящий класс знати ревностно охраняет свои прерогативы власти. Так упорно дворяне поддерживают классовые различия, что рыцарь, уличенный в нерыцарском поведении, будь то физический труд или ссуда денег под проценты, лишится своего статуса. [Жак ле Гофф в «Цивилизации Средневекового Запада» пишет, что поэт XIII в. Рютбёф гордо заявлял: «Я не из тех, кто работает руками», а поэтами чаще всего были рыцари, например: Кретьен де Труа, Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде и даже сам император Фридрих II Гогенштауфен; прим. переводчика.] Безоговорочная вера в «правящую силу» позволяет знати поддерживать собственные привилегии над всеми остальными.

Важно, впрочем, помнить, что эти классовые различия, не строгие касты. Например, любой рыцарь может получить статус лорда через богатые вознаграждения от собственного господина. И более того: даже нижайший простолюдин может войти в братство рыцарей, доказав свою доблесть на поле битвы с оружием в руках. Наконец в духовенство уходят люди всех классов.

Нужно также признать, что в каждой эпохе есть люди, которые выделяются из своих классов. Такие люди исключительны, и, как исключительные люди в любое другое время, они найдут выход из системы, чтобы возвыситься. В Средние Века, исключительные простолюдины обычно уходили в Церковь или становились личными слугами знати*. Исключительные члены правящего класса могли стать святыми, как св. Франциск [Ассизский – основатель нищенского монашеского ордена Францисканцев, прим. переводчика], или героями, подобно Королю Артуру.

[*от переводчика: или достигали такого уровня ремесла, что могли себя выкупить, так каменотесы и каменщики (укладчики камней) всегда были востребованы и высокооплачиваемы: «каменщики получали в 1470 году 7-10 грошей в неделю (за вычетом пищи), работники в каменоломне 5-9 грошей; вспомогательные рабочие изготавливали известковый раствор, просеивали песок, работали в каменоломне и на добыче глины, подноске извести и камней каменщикам, и их недельная плата составляла в среднем 4-6 грошей» из книги Alexander Antonow. Planung und Bau von Burgen im Süddeutschen Raum. 1983. перевод взят с сайта https://mir-zamkov.net; к слову 60 грошей (1 шок грошей) примерно равнялся 1 рейнскому гульдену, т.е. примерно 1 ливре или фунту, а если переводить на деньги в игре, то каменотес получал примерно 3 шиллинга в неделю, что равнялось цене 6 молочных коров или месячного запаса пищи.]

Класс знати

Дворянство – высший класс. Знать – это предводители и воины общества. Они не работали для своего содержания, но нуждались в пище и товарах для своей жизни, отличной от остальных.

Тем не менее, в данном классе не все люди равны. Существует два вида знати, обычно называемые высшей и низшей. К низшей - относятся рыцари. К высшей, значит, относятся лорды. Лорды включают в себя всех рыцарей, имеющих собственных вассалов, и всех наследственных землевладельцев. Конечно, лорды – тоже рыцари, только большее высокого ранга.

Данное разделение является обычным для большинства феодальных культур. В английском языке используются термины: лорды [ lords ] для высшей знати и джентри [ gentry, мелкопоместное дворянство] – для низшей; во французском их обозначают шевалье [ chevaliers ] и бароны [ barons ] соответственно; в немецком – господари [ Herren ] и рыцари [Ritter ]; а в испанском – гранды [ grandesидальго [ hidalgos ].

Кроме того, в категории лордов имелось несколько рангов знати. В Британии они варьировались следующим образом от низшего к высшему: баннерет [banneret)], барон [baron], эрл [earl], герцог [duke], король [king]

Главная обязанность рыцарей состоит в том, чтобы служить военной силой своему лорду. Они имеют много привилегий и свобод, которые недоступны для низших классов, они получают их в обмен на свою жизнь, и если необходимо, готовность умереть за господина.

Рыцари – самый благополучный класс, и поэтому имеют больше свобод и привилегий, чем кто-либо еще в игре. Пендрагон, прежде всего, представляет именно этот класс людей.

[От переводчика: для любителей Руси:

Бояре – это высшая знать;

Дворяне – это низшая знать;

Князь = король (англ. «king/cyning», нем. «König», сканд. «konungr» – король, а шведский суффикс -ing/-ung, ученые говорят, читался на Руси как -езь/-язь – итого «кънязь»),;

Великий князь = верховный король (high king)

Дворня – вассалы;

Господари – сюзерены;

Знакомцы и держальники = пажи и оруженосцы;

Однодворец = мелкий рыцарь-вассал с одним замком (рыцарь-беннерет);

Послужилец = рыцарь-балакавр;

Прапор = пеннон, отличительное знамя знатного послужильца в виде длиннохвостого флажка;

Богатырь/Хоробор = рыцарь;

Визязь = наемный всадник (от чего бы оно не произошло: «вить» (см. прапор), «vikingr», читающийся «витязь», или (что даже не рассматривается учеными) от лат. «equitas» [эк-витас] – «конница»);

Кмет – витязь/дружинник; слово, родственное нем. «Knecht» – «всадник» и англ. «knight» – «рыцарь»; все происходят от лат. «equus» - «всадник»;

Дружинник – рыцарь-вассал;

Дружина – рыцари-вассалы одного господина;

Сыны/дети боярские – молодые рыцари-вассалы, которые по смерти отцов непременно станут рыцарями-лордами;

Примерные ранги знати (без заимствований): беспомещик, однодворец, помещик, вотчинник, боярин, великий боярин, князь, великий князь;

Примерные ранги с заимствованием (сопоставимые с классификацией знати приведенной в данной книге): помещик, барон, граф, боярин, князь.

Папа Иннокентий IV в первом письме за 1248г. обращается к князю Александру Невскому: «Герцог Новгородский Александр», - а во втором письме за тот же год: «Король Александр».

…Действительно ли Русь была самобытна?]

Класс духовенства

Духовенство включает всех представителей христианской церкви, могущественного института, со значительными собственными землями и имеющего право самостоятельно ими распоряжаться. Церковники отвергают большинство земных законов и провозглашают верность Богу, паче высшему органу власти, нежели король; данное утверждение является источником конфликтов между духовенством и знатью.

От духовенства, призванного быть целомудренным, вряд ли ожидается, что оно будет порождать себя, так что новые члены приходят из знати и простого люда. Поэтому нет ничего не обычного в том, что младшие сыновья дворян приходят в клир даже раньше, чем становятся безземельными рыцарями, и ищут в том данные им Церковью возможности. Для ярких и амбициозных простолюдинов Церковь дает большие возможности для возвышения.

[от переводчика: о судьбах маленьких церковников хорошо написано у Германа Гессе в книге «Нарцисс и Голдмунд»; о простолюдинах: один из богатейших церковников, дважды лорд-регент, основатель Винчестерской Школы – епископ Уильям Викем (William Wykeham) – был сыном Долговязого Джона (Long John), бедного свободного крестьянина.]

Церковники могут быть светским духовенством или монашеством. Светское духовенство включает в себя епископов и деревенских священников, которые проводят таинство для простолюдинов и тех, кто наблюдает за духовным развитием прихожан [т.е. обучают крестьянских детей грамоте, как в случае жизни епископа Уильяма Викема, прим. переводчика]. Монашество – это мужчины и женщины, которые избрали религиозный путь отшельничества и вступили в специальные сообщества, которые практикуют благочестие вдали греховности обыденной жизни.

Класс простолюдинов

Простолюдин – это всякий, кто не является дворянином и не входит в клир. Простой люд – это основа общества, это 95% всего населения. Это обычные люди, которые производят пищу и товары, чтобы знать и духовенство выполняли свои особенные функции. Простолюдины преимущественно пахари, малоимущие и зависимые, без каких-либо свобод и богатых землевладельцев над собой, и, наконец, бесправные сменить себе господ. Города населяют ремесленники; они, как свободные простолюдины, изготавливают товары на продажу, а так же по всей Британии путешествуют торговцы, менялы и оценщики.

Знатные люди тоже могут стать простолюдинами. Сыновья оруженосцев считаются простолюдинами, весьма высокопоставленными простолюдинами.

Также простолюдины могут иногда получать рыцарские ранги. Любой, кто может приобрести оружие и вступить в ополчение и наемники, может возвыситься от солдата или сержанта до оруженосца или рыцаря, через признание своими военачальниками. Исключительно выдающиеся простолюдины, даже вне поля битвы, могут быть возвышены великодушием своих лордов до титулов оруженосца или даже рыцарей. Иногда лорды, отчаянно ищущие денег, продают рыцарей богатым людям. Однако чаще, дочери лордов выходят замуж за богатых простолюдинов, таким образом знать получает богатство, а простолюдин – шанс, что его потомки станут дворянами.

Законы и традиции

Каждый игрок должен помнить, что данные правила поведения являются краеугольным камнем окружающего общества и мира. Это то, что делает людей людьми и отличает их от зверей.

Всеобщие законы

Среди установленных законов: гостеприимство [ hospitality ], семья [ family ], верность [ loyalty ] и честь [ honor ] – данные являются всеобщими среди жителей Британии. Ваш персонаж хорошо знает эти неписанные законы. С детства рыцаря они являются частью его жизни. Данные законы уважаемы даже среди врагов. Например, когда враждебный король пиктов принимает гостеприимство Короля Артура, он уверен, что может вкушать пищу и отдыхать в залах Пендрагона без страха быть убитым, даже если свалится пьяным. Только саксы и другие подлецы вероломно нарушают это правило, да и то лишь изредка. Подобным образом, если вражеский король пиктов побежден Артуром и клянется в верности, Артур может быть уверен в том, что его новый вассал будет ему повиноваться. Наконец, если кто-то входит в семью через брак, даже если это враг, он становится родственником и, поэтому, заслуживает доверия.

Никто не говорит, что Ваш персонаж должен всегда соблюдать четыре закона или что он должен принимать остальные как должное. Вы контролируете Вашего собственного персонажа, но сложные вопросы, вроде уместности поведения или репутации Вашего персонажа, регулируются правилами игры, а не убеждением Игрового мастера вводить их в игру или пропустить.

Игроки должны понимать, что эти законы предшествуют и лежат в основе новых и смелых идей рыцарства, которые воплощает Король Артур. Даже самые варварские и жестокие племена Британии признают эти древние традиции, как необходимые и ключевые для выживания в безжалостном мире. В игровых терминах это означает, что эти законы являются четырьмя основными страстями [passions], одолевающими всех персонажей. См. Главу 4 для дополнительной информации [в ней описывается механика страстей - passions].

Гостеприимство [HOSPITALITY]

Этот негласный закон, один из четырех, указанных выше, заслуживает чуть больше внимания. Среди всего разнообразия культур Британии, существует один момент, с которым согласны все – это закон гостеприимства. Хозяин дома не должен совершать действий против своего гостя, но должен обращаться с ним, как почетным гостем. Гость, в свою очередь, должен быть вежливым и не оскорблять хозяина дома.

Дом человека считается священным, защищенным какими угодно силами, возвышающимися над человечеством. Данное будет справедливо, неважно живет ли человек в лачуге или укрепленном замке. Эта святость не означает, что силы станут защищать дом, если его атакуют. Однако это значит, что преступнику никогда не будут доверять ни этом доме, поскольку он нарушает закон, и каждый раз, как злой рок, по его следам станут спускать собак.

Человек не обязан кого-либо приглашать к теплу своего очага, но если он это сделает, тогда они оба должны следовать определенным правилам уважения и безопасности. Пригласив гостя войти, хозяину следует соблюдать мир, даже если выясниться позже, что гость его – смертельный враг. Они могут выйти наружу и сразиться, или же один из покинет дом и затем вернется с враждебными намерениями, как если бы он отступил. Однако, пока они внутри, обе стороны должны быть миролюбивыми, и если их [хозяина и гостя] атаковали, гость должен всегда оказывать хозяину очага помощь в защите.

Любое нарушение этого негласного закона рассматривается и наказывается силами, что наблюдают за законами гостеприимства. Данные силы следят за тем, чтобы справедливость восторжествовала. Отсюда выходят предрассудки Вашего персонажа, что если, человек нарушит этот закон, с ним случиться что-то ужасное в самый неподходящий момент [это намек на игровую механику], и произойдет это по воле любого защитника очага, будь то Господь, Вотан [Один] или Ллеу*.

[*Ллеу Ллау Гивес «Светловолосый с умелой рукой» - валлийский герой, лишенный матерью – Арианрод – трех аспектов мужественности: имени, оружия и жены, но его дядя Гвидион все ее заклятия рассеял хитростью. Арианрод была в ярости, что ее магическим способом лишили девственности и обманули, что сделал, впрочем, сам Гвидион. Переступив через магический жезл, она родила сына Дилана Айл Дона – убежавшего сразу в океан, и вещь, которая стала потом мальчиком – Ллеу. Арианрод сказала, что никогда не даст ему имени, не даст ему оружие и выдаст ни за одну женщину из существующих рас на земле. Если присмотреться, то можно найти параллели со «Сказкой о Царе Салтане» А.С. Пушкина; прим. переводчика]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: