Во второй половине 15 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания.
Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать человеческий мир с помощью только одного метода — интроспекции.
Идеологом метода интроспекций был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли).
Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления и конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции.
Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений.
В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.
|
|
Наука о поведении
Бессилие "психологии сознания" перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психологической науки становится поведение. Это направление и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.
По мнению Уотсона определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций.
Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение оперантного обусловливания, которое заключается в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.
Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека.