Экономические системы и фундаментальные вопросы любой экономики

Экономическая система – это способ организации экономической жизни общества.

Экономические системы отличаются др. от др. только по двум признакам: 1) по господствующей форме собственности и 2) по способу управления экономикой.

По этим признакам различают следующие виды систем: свободную рыночную, командную, традиционную, переходную и смешанную.

Командная экономика базируется на господстве государственной собственности и централизованной системе управления, т.е. управляется из центра как «единая фабрика». Это – полная противоположность свободной рыночной экономике. Она имела место в СССР (1917 – 1991 гг.) и др. соцстранах.

Традиционная экономика – это экономика, основанная на обычаях или традициях, присущих тому или иному обществу. Она типична для некоторых экономически слабо развитых стран. Также можно сказать, что внутри каждого домохозяйства (семьи) существует именно традиционная экономика (пусть это даже полная анархия – тоже своего рода традиция).

Свободная рыночная экономика – это экономика, которая базируется на господстве частной собственности и индивидуальном принятии решений посредством системы конкуренции, рынков и цен. В своей первоначальной форме она зарождается как чистая рыночная экономика (laissez faire), т.е. когда очень много производителей (продавцов) продукции и огромное количество потребителей, а правительство не вмешивается в экономику. Чистая рыночная экономика имеет шесть характерных признаков:

1) господство частной собственности;

2) свобода предпринимательства и выбора;

3) приоритет личного интереса при принятии решений;

4) конкуренция и использование системы рынков для управления экономикой;

5) открытость экономики;

6) невмешательство правительства в экономику.

Эти признаки – азбука рыночной экономики, как пальцы на руке. Если на руке не 5 пальцев, а 4, то это деформированная рука, так и с экономикой, если хоть какой-то признак отсутствует, то это уже не чистая рыночная экономика, не чистый капитализм.

Переходная экономика – это промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований. Определяющую роль в этих преобразованиях играет изменение отношений собственности. В этом плане Россия - уникальная страна: в ХХ столетии она дважды оказалась в состоянии переходной экономики. Т.Е. переходная экономика – это экономика, которая переходит от государственной формы собственности к частной, от централизованных методов управления к децентрализованным или рыночным.

Смешанная экономика – это система взаимодействия частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения фундаментальных проблем рыночной экономики. Все современные реально функционирующие системы (США, страны Западной Европы и Япония) – смешанные системы. В то же время современные развитые экономические системы мира резко отличаются др. от др. по соотношению экономической роли государства (правительства) и рынка в управлении экономикой. В настоящее время в экономике стран Западной Европы от 30 до 40% в хозяйственной деятельности приходится на государство, а в экономике США - менее 20%. Т.Е. в реальной действительности экономические системы располагаются где-то между границами чистого капитализма и командной экономики. Современная экономика развитых стран представляет собой преимущественно смешанную (гибридную) систему, где частный и государственный секторы взаимодействуют.

Любая экономика сталкивается с рядом экономических проблем. Решает определенные экономические вопросы. Их множество. Но существуют все-таки пять основных, с которыми любая экономика сталкивается постоянно. Они называются фундаментальными вопросами (проблемами) любой экономики.

1. Что производить? Рыночная экономика решает этот вопрос просто: производить следует те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом. Главную роль здесь играют «голоса потребителей». Потребитель голосует своим спросом за тот или иной товар, давая тем самым производителю информацию о том, что стоит производить, а что – нет.

2. Сколько производить? Столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить спрос потребителей. Если производится больше товаров, чем нужно. То они не раскупаются, производитель вынужден снижать цену, что для него не выгодно, и многие мелкие предприятия попросту закрываются.

3. Как производить? Применяя новую технику и технологию, так как с их помощью можно при тех же затратах ресурсов произвести большее количество продуктов и чаще всего более качественных продуктов, или с качественно новыми характеристиками. Т.е. рыночная экономика стремится производить товары с наибольшей эффективностью – максимум продукции и прибыли при минимуме затрат. В рыночной системе, таким образом, существует стимул к осуществлению НТП.

4. Для кого производить? Произведенный продукт распределяется между членами общества для личного потребления и производственного накопления. Личное потребление зависит от денежного дохода и цен товаров; а производственное накопление от – величины прибыли, цен на ресурсы, нормы (ставки) ссудного процента. Рыночная система по существу сигнализирует об изменениях в ценах на потребительские товары или в ценах на ресурсы. Это диктует расширение одних отраслей и сокращение других, что влияет на ресурсный рынок – ресурсы перенаправляются из сокращающихся отраслей в расширяющиеся.

5. Сможет ли система приспособиться (адаптироваться) к изменяющимся условиям? Рыночная экономика – самая гибкая в этом смысле. Она быстрее всего реагирует на изменение спроса, так как главный мотив деятельности производителей – получение прибыли. Ни один нормальный производитель не будет производить то, что не приносит прибыль, то есть невыгодно.

В командной экономике эти вопросы решает государство. В традиционной экономике они решаются согласно традициям, чаще всего решения принимает вождь, царь, глава семьи, племени и распределение происходит по иерархической лестнице: большую часть – вождю, меньше – его окружению, и оставшееся – всему остальному народу. В смешанной экономике эти вопросы решаются во взаимодействии частного капитала и государства.

6.Собственность: понятие, формы, виды.

В повседневной жизни собственность – это все то, что лично каждому из нас или нашей семье принадлежит. Мы говорим «моя собственность» или «наша собственность».

С научной точки зрения собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения ресурсами. Если ресурсы находятся в руках индивидуумов (физических лиц) или фирм (юридических лиц), то это и есть частная собственность.

Институт частной собственности является основой рыночной экономики. Он поддерживается правом владения, распоряжения и пользования, в т.ч. и завещания, т.е. правом владельца собственности назначать преемника после смерти.

Частная собственность может выступать в разных формах: как индивидуальная, принадлежащая отдельному лицу, коллективная, принадлежащая группе физических лиц, объединенных в товарищество или акционерное общество. Отсюда акционерная собственность – это тоже коллективная собственность, но объединяющая подавляющее число отдельных (физических) лиц. Акционерная собственность перерастает в корпоративную, объединяющую фирмы (юридические лица).

Существуют широкие юридические ограничения права частной собственности. Например, запрещено законом использование каких-либо ресурсов для производства наркотиков.

В рыночной экономике имеет место и государственная собственность на некоторые ресурсы. Признается, что для лучшего использования ресурсов важную роль может сыграть государственная собственность на некоторые «естественные монополии»: почту, ж/д транспорт, предприятия коммунального обслуживания.

Взаимодействие частной и государственной собственности приводит к образованию смешанной собственности, которая признается господствующей в экономике развитых и развивающихся стран.

Если ресурсы принадлежат обществу в целом – это будет общественная собственность.

Управление ею в СССР осуществлялось через органы гос. власти – Госплан, Госснаб и т.п. Нередко общественную собственность отождествляют с государственной. Это неверно. Госсобственность м.б. и в условиях господства частной собственности. Но при капитализме госсобственность представляет собой исключение, а при социализме госсобственность является господствующей формой общественной собственности. Т.е. если ресурсы полностью принадлежат государству, т.е. оно владеет, распоряжается и использует их, то это уже др. социально-экономическая система – социализм.

7.Государственный сектор экономики. Общественный сектор.

Общественный сектор хозяйства – это совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства. Необходимость вмешательства государства в рыночные процессы обусловлена двумя основными причинами: 1) государство выполняет функции по обеспечению прав собственности (оно обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства). Если права собственности не защищены принуждающей силой государства, то нормальное функционирование рыночных механизмов невозможно. 2) провалы рынка.

Провал (несовершенство, изъян) рынка – это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение субъектов рынка, реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает эффективного распределения ресурсов. Главными причинами провалов рынка являются:

§ монополия (монопсония);

§ асимметрия и недостаток информации (сфера здравоохранения и образования - покупатель не имеет возможности контролировать производителя, он вынужден его выбирать прежде оказания услуги, а оценка качества будущей услуги строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте – репутация, лицензии);

§ внешние (побочные) эффекты (экстерналии).

Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные внешние эффекты имеют место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Их также называют выгодами перелива.

Например: на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и многие другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Или: издательство выпускает бесплатную рекламную газету, которую распространяет по офисам многих фирм. В результате выигрывают не только издательство и рекламодатели, но и другие фирмы, которые с помощью данной газеты сокращают свои издержки на поиск нужной информации.

Способы увеличения положительных внешних эффектов: госсубсидии фирмам, производящим такие продукты (детские товары, учебники, лекарства); трансферты и налоговые льготы для тех, кто потребляет такие продукты (налогоплательщик, затративший до 25 тыс.руб. в год на свое лечение или образование детей, имеет право на социальный налоговый вычет, который фактически означает скидку на эти услуги; косвенные выплаты работникам предприятия, стимулирующие потребление полезных товаров (оплата обучения, книг, журналов); социальная реклама; производство государством некоторых особо значимых продуктов.

Отрицательные внешние эффекты имеют место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Их также называют издержками перелива.

Например: отдельные рабочие употребляют спиртные напитки на рабочем месте, в результате увеличивается количество бракованных деталей. Т.о., потребление алкоголя приводит не только к уменьшению прибыли фирмы, но и к моральным издержкам людей, которые вынуждены контактировать с нетрезвыми людьми. Или: нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей. Здесь процесс производства в одной фирме приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

Способы регулирования отрицательных внешних эффектов: запрет на производство и потребление некоторых продуктов (наркотики, оружие, курение в неположенных местах); введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и пр.); социальная антиреклама («Гринпис», предупредительные надписи на пачке сигарет); рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов – когда величина эффектов не должна превышать некоторого критического значения (жестче, чем акциз, но мягче, чем полный запрет).

Выгоды и издержки перелива несут третьи лица, не участвующие в производстве, потреблении и торговле данным товаром.

Основным результатом функционирования государства на микроуровне является создание общественных благ, которые по своей экономической сущности не могут производиться в частном секторе.

Общественное благо – это благо, которое обладает свойствами неисключаемости (невозможность отстранения какого-либо индивида от пользования данным благом, даже по его собственному желанию) и неконкурентности (это означает, что с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится).

Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называют чистыми общественными благами. Они производятся исключительно государственным сектором. Пример: национальная оборона, т. Е. чистые общественные блага это чаще всего не материальные продукты, а сложные институциональные устройства. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, то это смешанное общественное благо. Они могут производиться и в общественном и в частном секторе. Пример: портовый маяк – с увеличением числа кораблей он не начинает хуже светить (неконкурентность), а кораблям, не заплатившим «маячный сбор», вход в порт закрыт (неисключаемость не выполняется); телевещание. Существует также квазиобщественное благо – которое государство искусственно наделяет свойствами неисключаемости или неконкурентности. Пример: скорая медицинская помощь, которая не обладает ни одним из свойств, но общественная мораль и законодательство запрещают врачам отказывать больным, в ней нуждающимся, даже когда они не способны заплатить за нее.

Общественный выбор – совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов. Он в общественном секторе выполняет функции, аналогичные рыночному механизму в частном секторе. Между общественным выбором и рыночным механизмом существуют различия:

§ рыночное взаимодействие не требует согласования позиций и выработки совместного решения. Общественный выбор, наоборот, реализуется в форме голосования - демонстрации и учета индивидуальных мнений;

§ рыночное взаимодействие всегда приводит к улучшениям, т.к. если сделка не отвечает интересам хотя бы одной из сторон, то она не будет заключена. Коллективное решение обычно порождает ущерб для тех, кто остался в меньшинстве;

§ на рынке потребитель заинтересован, чтобы его предпочтения в наибольшей степени отличались от предпочтений др. потребителей, поскольку низкому спросу на товар отвечает его низкая равновесная цена. В случае общественного выбора каждый участник заинтересован, чтобы предпочтения др. лиц совпадали с его собственными. Чем больше «единомышленников», тем больше вероятность того, что общественное решение будет отвечать предпочтениям данного потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: