6.2.1. Художественные направления Официальное направление отечественного изобразительного искусства первой половине века классицизм сохранял свой прогрессивный характер. Неоспоримыми достоинствами академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, мастерство в создании композиции.
Но передовые тенденции в развитии изобразительного искусства в этот период были связаны со становлением новых направлений - романтизма и реализма.
6.2.2. Жанры. XIX в. стал периодом взлета отечественной живописи. Развитие получили как традиционные, так и новые жанры, характерным явлением стало смешение жанров.
-Ведущим жанром по-прежнему оставался портрет. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художественного творчества и распространением в России романтизма, выступившего против свойственной классицизму чрезмерной регламентации искусства и провозгласившего свободу творческого самовыражения художника. Романтизм присущ портретам художников О.А.Кипренского (ему принадлежит один из лучших прижизненных портретов А.С.Пушкина), В.А.Тропинина Кружевница, Портрет сына), К.П.Брюллова (Автопортрет, портрет поэта В.А.Жуковского).
|
|
Важной особенностью портретной живописи становится развитие жанровой тенденции (включение элементов бытового жанра), хорошо заметной в портретах В.А.Тропинина.
-Самым высоким в Академии считался историческийжанр. Лучшими произведениями этого жанра стали работы Ф.А.Бруни (Медный змий), К.П.Брюллова (Последний день Помпеи). Эти картины являются яркими образцами академического искусства, но в них уже просматриваются элементы романтизма. Особое место в историческом жанре занимает монументальное полотно А.А.Иванова Явление Христа народу. Исполненное с соблюдением основных норм классической живописи, оно совмещает идеалы романтизма и реализма.
-Родоначальником отечественного бытового жанра (жанровой живописи) стал А.Г. Венецианов. Его картины Жатва, Спящий пастушок, На пашне поэтизируют жизнь простого русского народа. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов. В его картинах Сватовство майора, Свежий кавалер и других нашли воплощение элементы критического реализма.
-Существенное влияние на формирование русского пейзажа оказал романтизм. Духом романтизма проникнуты поздние работы С.Ф.Щедрина - первого русского художника, начавшего работать на открытом воздухе (пленэрная живопись). Эти традиции были продолжены в пейзажах А.А.Иванова. Характерной особенностью пейзажей Щедрина и Иванова является наличие элементов бытового жанра.
|
|
6.3. Дальнейшее развитие получило графическое искусство.
6.3.1. Важное место в художественной культуре России занимал натурный и композиционный рисунок (А.П.Лосенко, А.И.Иванов, К.П.Брюллов). П.А.Федотов и А.Г.Венецианов достигли больших успехов в создании иллюстраций. Федотову принадлежит замечательная серия рисунков, в сатирической форме изображающих события повседневной жизни.
6.3.2. В первое десятилетие XIX в. в России появилась литография, ставшая одним из распространенных видов тиражной графики (работы О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова).
6.3.3. Лубок. В XIXв. отдельные лубочно-фольклорные приемы и образы стали распространяться на произведения профессиональной графики. К лубку нередко обращались А.Г.Венецианов. Большое распространение получила серия карикатур-лубков И.И.Теребенева, высмеивающая Наполеона и его армию.