Вопрос 5. Свобода и ответственность

Проблема деятельности человека в обществе тесно связана с пониманием свободы. Этому уделяется много внимания в философии. Существует две крайние точки зрения на свободу:

· свобода как возможность делать, что хочешь

· свобода как осознанная необходимость

Политическое определение свободы гласит, что человек вправе делать все, что хочет, за исключением того, что может помешать свободе другого человека. Свобода – это одно из главных условий становления личности, полного использования индивидуальных талантов и способностей человека. Это одна из величайших человеческих ценностей, за которую люди боролись и гибли. Условием свободы личности является возможность выбирать в соответствии со своей ценностной ориентацией, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого, человек тем самым снимает противоречие между свободой и необходимостью. Высшая степень свободы человека – это совпадение его стремления, воли, хотения и объективной необходимости.

Уровень развития культуры определяет границы свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Однако недостаточно иметь право на свободу, нужно уметь пользоваться им. Человек в течение всей современной цивилизации стремился как можно полнее реализовать идеал свободы, но всегда остается несовпадение между «хочу» и «могу».

Вопрос о свободе личности в истории философии рассматривался с разных позиций, например:

а) позиция детерминизма (причинной обусловленности), представители которой считают, что во всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, а остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – это мировоззрение, которое отрицает свободную волю человека и не признает ничего случайного. Согласно этому взгляду, все события и поступки людей заранее предопределены каким - либо внешними силами с общим названием судьба, рок (либо неумолимым стечением обстоятельств);

б) позиция индетерминизма – она является полной противоположностью детерминизму, его альтернативой. Представители индетерминизма отрицают причинную обусловленность явлений мира и считают, что у человека нет никакой судьбы, а есть множество возможностей и он совершенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне. Крайней разновидностью индетерминизма является волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Его представители считают, что в мире «правит воля», т.е. жизнеспособность того или иного индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли, а не от других качеств;

в) позиция альтернативизма (от лат. alter – другой), признающая, что в каждом выборе обязательно присутствует не менее двух реальных возможностей. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности – этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда относительна, ибо бывают ограниченной. Она ограничена самой жизнью, ее пространственно – временными рамками, возможностями выбора, законами государства, свободой других личностей. И, наконец, свобода ограничивается ответственностью за свои выбор действий и их последствий перед другими людьми. Ответственность – это исторически конкретный тип взаимоотношений между личностью, семьей, коллективом, обществом, являющихся осознанным выполнением ими взаимных требований. Если необходимость («надо») – это по преимуществу внешнее ограничение свободы, то ответственность – это внутренняя характеристика. Как права человека связаны с его обязанностями, так и свобода человека соотносится с его ответственностью. Герой повести Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» говорит: «Мы ответственны за тех, кого мы приручили», «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе».

Кого говорят об ответственности, то имеют в виду ответственность не только перед другими людьми, обществом, но и внутреннюю ответственность человека перед самим собой, перед «проектом» своей жизни, который человек считает нужным реализовать. Перед молодыми людьми открывается много жизненных путей, и возникает непростая проблема выбора одного варианта. Как бы ни был человек подвластен влиянию обстоятельств, друзей, родных, средств массовой информации, в конечном итоге он сам определяет свой путь в жизни и несет полную ответственность за свой выбор. И чем больше свобода, которой обладает человек, тем больше его ответственность за тот конкретный выбор, который он делает: «Кому много дано, с того и взыщется» (из русской пословицы).

У современного человека довольно часто встречаются обособленное понимание свободы без ее связи с ответственностью. А свобода личности подменяется свободой инстинкта, когда пропагандируется культ обнаженного тела, легализация мата, порнографии, наркотиков, проституции и т.п. Но история показывает, что чем больше места в жизни индивида занимает инстинкт, тем меньше остается времени и места для разумной деятельности. Человек становится игрушкой собственных инстинктов, забывая о своем главном отличии от животного – быть Человеком Разумным.

Нежелание отвечать за последствия своей деятельности, выполнять свой долг перед предыдущими и последующими поколениями иногда облекается в такую модную фразу: «Я никому ничего не должен». Этим человек как бы снимает с себя ответственность за всё происходящее, но тем самым обособляется от общества, выпадая из социального целого, которое предоставило ему свободу. Поэтому ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означает, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать что – то «не так» и «не то», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно, в случае неудачи.

В настоящее время вершиной этической мысли является этика ответственности, над ней работают многие философские школы. Это связано с тем, что у современного общества много рисков, угрожающих жизни на планете. Сиюминутные выгоды несовместимы, с принципом ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: