Правило второе: постепенность

По крупицам знание собирая, сегодня так же, как вчера,

Все лучшее я отбираю, ну а крупицы мудреца

Из человека сделать могут, коль не скривит его душа,

Когда посмотрит он на каплю, которая день ото дня

Своих подружек собирает. И вот ручей, вот капля потекла!

Аль-Хатиб сказал: «Пусть искатель знания не возлагает на себя непосильное, а лишь ограничится тем малым, что сможет правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере». Передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».[312]

Знай, искатель знания, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знания можно добиться, «только приобретя соответствующие навыки: умение понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, вывести второстепенное из главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им области».[313]

И для того, чтобы приобрести такие навыки, ты должен изучить это знание трижды.

Первый раз: изучение основных и важнейших вопросов каждого раздела постигаемой тобой области знания.

Второй раз: всецелое знакомство с предметами исследования собственно изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности, тогда как на первом этапе ты уже подготовил себя к осмыслению постигаемого тобой знания и изучению его вопросов, разъясненных и ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.

Третий раз: учащийся глубоко овладевает собственно изучаемым им знанием во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тайные двери. Таким образом, он завершает изучение этой области знания, приобретя вместе с этим соответствующие навыки.[314]

Также при изучении любой области знания можно идти следующим путем:

1. заучивание его основных положений, изложенных в краткой форме, уточнив и хорошенько исправив перед этим (все ошибки).;[315]

2. чтение комментариев хорошо знающему шейху, если это представляется возможным;

3. полностью предайся изучению той книги, по которой занимаешься, чтобы овладеть ею в полной мере. Не переходи от одной книги к другой без надобности, поскольку это является признаком досады и неудачи. Берись за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не слишком усердствуя, что может утомить, и не проявляя небрежности, что может навредить.

4. Не приступай к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоишь и как следует не овладеешь его изложенными в краткой форме положениями, иначе ты потеряешь время и рассредоточишься. Ибн Халдун сказал: «Ему не следует вникать еще во что бы то ни было, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным… и примешивать к вопросам, рассматриваемым в этой книге, другие. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом».[316]

5. Автор «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Когда он ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то пусть переходит к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений, тонких вопросов и непонятных второстепенных проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных и разнящихся решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знания».[317]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: