Можно определить рынок как группу покупателей и продавцов, обменивающих товары, которые могут замещаться друг другом в зоне потребительского выбора товаров. Тип продукта и географический район выступают как главные измерители,главные параметры рынка. Размеры рынка определяются зоной потребительского выбора товара. Границы рынка могут быть определены достаточно точно как по типу продукта, так и по географическому признак. Так, в качестве товаров могут быть выделены молочные продукты, прохладительные напитки, вино,алкогольные напитки, пиво и др. Если покупатель четко дифференцирует покупки, то у рынков имеются соответственно четкие границы; если такой дифференциации нет,то все рассмотренные рынки можно рассмотреть как единый расширенный рынок. Рынок новых автомобилей США включает частичные рынки - дорогих, по средним ценам и дешевых автомобилей, что вполне оправдано с позиций классификации этих рынков, если учитывать массовый характер дифференцированных покупок.
|
|
Одним из наиболее распространенных подходов к определению границ рынка является определение перекрестной эластичности спроса , которая связывает влияние изменения цены одного товара на объемы продаж другого товара:
Если, например, цена на пиво выросла на 20%, а увеличение объема продаж вина составило 30%, перекрестная эластичность составляет 1,5. Если близко заменяемые товары имеют высокую положительную перекрестную эластичность то они, скорее всего, принадлежат к одному рынку. Перекрестная эластичность может использоваться и для определения географических границ рынка. Например, 1 и 2являются идентичными (близкими) товарами; если рост цены на товар 1 в одном географическом районе влияет на объемы продаж товара 2 в другом районе, то эти районы, скорее всего, принадлежат к одному и тому же рынку. Однако по отношению к другим товарам это утверждение может и не быть справедливым. На границы рынков могут существенно влиять транспортные издержки (например, затраты на перевозку угля, хлеба, кирпича).
Вместе с тем, перекрестные эластичности далеко не всегда приемлемы на практике, что связано с ограниченной точностью измерений по следующим
причинам.
1) Временные периоды измерения имеют большую неопределенность, связанную с влиянием случайных факторов, выбором границ интервалов, спецификой отраслей, сезонным колебанием цен и изменением спроса, влиянием моды, рекламы и т. д.
2) Градация характеристик продуктов, которая может отражать значительный набор признаков (потребительских свойств товара). Например, это может быть процент содержания алкоголя в пиве, сахара в прохладительных напитках, фактуры или цветов ткани и т.д. В этом случае градаций перекрестной эластичности может быть больше, чем индивидуальных различий товаров.
|
|
Таким образом, необходимость использования перекрестной эластичности
означает требование построения временных рядов, что уже само по себе является достаточно сложной проблемой. Однако и при выполнении этих условий все равно остается фундаментальная проблема: какой же уровень величины перекрестной эластичности следует считать предельным для определения границ рынка?
Перекрестные эластичности не могут быть успешно использованы в тестировании товаров, имеющих малую рыночную долю на высококонкурентном рынке, поскольку обладают высокой заменяемостью. Заменяемость имеет место только при конкурентных (обычно очень близких) ценах. Значительные различия в ценах товаров–заменителей означают влияние монополий.
Вряд ли можно для определения границ рынка использовать понятие
взаимозаменяемости предложения. В качестве специфических условий рынка с позиций продукта можно назвать следующие:
- перекрестную эластичность спроса между продуктами;
- осведомленность суждений участников;
- особенности продавцов и покупателей;
- расхождение цен на продукты и независимость движения цен.
С позиций географического рынка (от местного до международного):
- территория выбора покупателем продукта;
- реальные модели покупки;
- территория перевозки груза;
- соотношение издержек перевозки и производства;
- расстояние перевозки товаров;
- отношение ввезенного и вывезенного товара на данной территории.
Во взаимном обмене товаров покупателями может наблюдаться полярность: одни товары практически невзаимообмениваемы, (икра, гамбургер), другие – взаимообмениваемы (малые автомобили).
Близость цен характеризует возможную взаимозаменяемость и общность рынка,различие цен на один и тот же товар-различие рынков (жилье на окраине и впрестижном районе).
Независимость цен на товар чаще всего характеризует их полную
взаимозаменяемость.
Достаточно объективную картину могут дать продавцы как участники рынка, некоторые обычно выступают хорошими знатоками конкурирующих фирм и их успехов на рынке.
Рассмотрим возможные определения географического размера рынка.
Один из распространенных способов – размер транспортных издержек, сравнимых со стоимостью товаров, особенно обладающих большой массой (хлеб,кирпич, цемент, стекло, древесина); на эти издержки влияет расстояние перевозок, что и определяет радиус соответствующих рынков (до 150 миль за рубежом). Помимо этого, можно использовать анализ объемов товара ввозимого и вывозимого из данного региона. Обычно действует правило 10% - объемы ввоза и вывоза. В целом можно отметить, что требования точности измерения границ отличаются значительной степенью приближения и рядом условностей.
Многие отрасли промышленности имеют по нескольку рынков. Металлургическая отрасль имеет различные виды проката, каждый из которых практически ориентирован на определенные рынки (строительство, судостроение,транспорт и т.д.); фармацевтическая промышленность продает лекарства, специализированные по спектру лечебного действия (сердечные, желудочные, невралгические); химическая промышленность обеспечивает сотни рынков химической продукции и т.д. Многие фирмы, действуют одновременно на различных уровнях – от местного до международного (банки, страховые компании).