Отношения МВФ и России

Россия была одной из стран, которые разрабатывали программу МВФ в Бреттон-Вудсе. Но в дальнейшем она не ратифицировала данное соглашение. Второй раз Россию приняли в МВФ в 1992 г. В ходе переговоров об этом обсуждалось предоставление ей квоты в 4 %, не было ясно, как рассматривать товарооборот с республиками бывшего СССР — как внутреннюю или как внешнюю торговлю. В результате России была предоставлена квота в 3 % ($ 6,8 млрд.). Россия обязана внести средства в твердой валюте в размере $ 136,6 млн. в течение 10 лет. Программа международной финансовой помощи Росси и другим странам бывшего СССР от МВФ оценивается в $24 млрд. [2, c. 283].

Вступление в МВФ позволяет пользоваться значительными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия торгового и платежного балансов. Россия имеет возможность получать валютные средства в виде резервных кредитов в пределах $4,0 млрд. вплоть до достижения максимального уровня — $ 17,7 млрд. Фактически размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом с учетом реальной экономической ситуации в стране и политики ее властей, чаще всего оказываясь ниже максимально оцениваемых величин.

МВФ считает определяющими такие реформы в России, как резкое снижение уровня инфляции, ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста денежной массы, сокращение бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых льгот, перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерализация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.

По кредитному соглашению Россия приняла на себя обязательства.

Центральный банк России поддерживает ставку рефинансирования на уровне, привязанном к ставке межбанковского кредита.

Бюджетное кредитование производства правительством ведется в максимально ограниченном масштабе и по рыночным ставкам.

Осуществляется ежеквартальный и ежемесячный контроль за дефицитом консолидированного бюджета, останавливаются его квартальные предельные значения.

Развиваются региональные рынки государственных ценных бумаг, проводится мобилизация сбережений, в том числе населения.

Начинаются консультации о введении свободной обратимости рубля по текущим обязательствам.

Валютные резервы удерживаются на достаточно высоком уровне.

В отношениях с основными кредиторами Россия будет добиваться средне срочной реструктуризации внешнего долга под контролем МВФ и тесном взаимодействии с ним.

В перспективе будет установлен национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в денежной приватизации.

МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предоставляет Фонду текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ.

Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системой трансформации (до $3,17 млрд.). Он также оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита системной трансформации во следующими критериям[2, c. 286]:

— ограничение расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета;

— положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбанковского кредита;

— структурная и институциональная реформа;

— жесткая финансовая дисциплина для предприятий;

--реализация правовой реформы;

--социальная защита населения.

Литература

1.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов -М.: ЮНИТИ, 2000.

2.Спиридонов С. К. Мировая экономика: Учебник., М. «Прогресс»,2002.

3.Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель.- М.: Экономика,1999.

4.Мировая экономика и международные отношения// №1, 2004.

5. География. Под ред. Иванова О.И. М.: «Прогресс», 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: