Организация работы кружка

Кружок – основная форма систематической внеклассной работы по физике и технике.

Содержание работы кружка определяют двумя способами:

1) По программе, которая сопутствует основному курсу (как правило, в 7-9 классах).

2) По вопросам, которые интересуют учеников.

Если кружка (этого) еще не было в школе, то перед его созданием вешают объявление и проводят анкетирование.

Примерные вопросы анкеты:

1) Какие вопросы по физике тебя больше всего интересуют?

2) Каким видом деятельности ты хотел бы заниматься в кружке (готовить и делать доклады, ставить опыты, собирать приборы, конструировать, ремонтировать приборы, ходить на экскурсии (нужное подчеркнуть) и другое _____________________________________________)?

3) Какие научно-популярные книги и статьи ты читал по интересующей тебя проблеме?

4) Какие вообще научно-популярные книги и статьи, журналы по физике и технике ты читал?

Число членов кружка 12-15 человек. Если желающих много, то кружок делят на секции. В месяц обычно 2 групповых занятия (по расписанию) и 2 индивидуальных. В 7-8 классах по 1 ч; 9-11 по 1,5-2 ч, для практических – 1-3 ч. В дни каникул и подготовки массовых мероприятий – дольше.

В целях преемственности лучше комплектовать кружок из учащихся разных классов.

Всю организационную работу в кружке учитель обычно осуществляет через выборные органы самоуправления. На первом организационном собрании кружковцев выбирают председателя (старосту), его заместителя, ответственных за хранение и выдачу инструментов и материалов, председателей секций, редколлегию научно-технического бюллетеня. В начале учебного года на общем собрании рассматривают и утверждают годовой план работы кружка, который обычно имеет два раздела:

1) групповые и индивидуальные задания (доклады, рефераты, исследования);

2) массовые мероприятия (вечера, конкурсы, недели физики).

Ведущая тема кружка должна быть перспективной и иметь общественно-полезное значение. Если основную тематику предлагает учитель, то резервные часы посвящают проблемам, которые интересны школьникам (и наоборот).

Примерное тематическое планирование кружка «Физика вокруг нас

(8 класс)

План:

1) организационное;

2) физика в природе;

3) среди книг, журналов, справочников;

4) рассказы о физиках;

5) физический эксперимент;

6) измерения;

7) основы МКТ;

8) механическое движение;

9) просмотр научно-популярного или учебного кинофильма;

10) инерция;

11) масса и плотность;

12) вес, невесомость, перегрузки;

13) трение;

14) по выбору учащихся;

15) смотр работ кружковцев (на зимних каникулах);

16) физика и техника;

17) просмотр научно-популярного или учебного кинофильма;

18) физика в моей профессии;

19) давление твердого тела;

20) давление жидкости и газа;

21) сообщающиеся сосуды;

22) атмосферное давление;

23) обобщающее занятие;

24) плавание тел;

25) по выбору учащихся;

26) подготовка к физической декаде;

27) в мире книг;

28) экскурсия на предприятие;

29) работа и мощность, простые механизмы;

30) смотр работ кружковцев.

Кружок «Тепловые явления»
(8 класс)

1) Организационное (занимательные опыты по теплоте).

2) Экскурсия на тему «Тепловые явления в природе, жизни человека и животных» (развить умение наблюдать, показать всеобщность физических закономерностей).

3) Выпуск стенгазеты или альбома по материалам экскурсии.

4) В мире книг (развить кругозор, умение ориентироваться в литературе, новостях науки и техники).

5) Виды теплопередачи и их использование в технике (показать применение законов физики, единство живой и неживой природы).

6) Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении (убедить, что физические формулы – основа многих инженерных расчетов, а физика – база техники).

7) Энергия топлива. Основы теплоэнергетики (познакомить с одной из важнейших отраслей современной энергетики; дать представление об успехах нашей страны в этой области и о намеченных планах. Показать связь физики, географии, геологии, экономики в решении проблем энергетики).

8) Закон сохранения и превращения энергии (на основе развития представлений о фундаментальных физических законах, их всеобщности сформировать элементы диалектико-материалистического мировоззрения).

9) (10) Подготовка к проведению вечера «Закон сохранения и превращения энергии».

11) (12) Плавление и отвердевание, испарение и конденсация (развить навыки постановки физических экспериментов; показать использование физических закономерностей на практике).

13) Просмотр научно-популярного или учебного кинофильма о тепловых двигателях (развить умение смотреть научно-популярный фильм, составлять план увиденного).

14) Тепловые двигатели и их использование в народном хозяйстве (воспитать чувство патриотизма на основе знакомства с достижениями нашей страны в области создания и использования тепловых двигателей).

15) Беседы об ученых и изобретателях, работавших в области тепловых явлений – М.В.Ломоносове, И.И. Ползунове, Р. Дизиле и нашем современнике П.Л.Капице (развить представление о прогрессе науки и техники; воспитать патриотические чувства школьников).

16) «Мы обслуживаем мир тепла и холода» (встреча с представителями производств) (профессиональная информация для учащихся).

17) Заключительное занятие.

Кружок «Звуковые явления»
(8 класс)

1) Введение. Звук. Получение звука. Звуки громкие и тихие, высокие и низкие (демонстрации: колебания упругих пластин. Колебания камертона, струны).

2) Распространение звука в различных средах. Проводники звука (демонстрации: тиканье будильника под стеклянным колпаком, из-под которого откачивают воздух).

3) Лабораторная работа: изготовление «телефона» из ниток и спичечных коробок. «Колокольный звон» из столовой ложки, подвешенной на нитях.

4) Отражение звука, эхо, исследовательская работа по изготовлению рупора.

5) Тон, высота тона, частота звука (наблюдение с помощью стробоскопа колебаний струны щипкового инструмента).

6) Как слышит ухо? Влияние шума на организм человека (демонстрации: модель органа слуха).

7) Неслышимые звуки (ультразвуки, инфразвуки). Форма работы: сообщения учащихся.

8) История развития техники записи и воспроизведения звуков (демонстрации: запись камертоном на закопченной стеклянной пластинке звуковой дорожки. Рассматривание через лупу звуковой дорожки на грампластинке).

9) Понятие об устройстве и принципах работы электропроигрывателя.

10) Физические принципы магнитной записи звука.

11) Устройство и принцип действия магнитофона.

12) Современные технологии записи звука.

13) Звуковой резонанс. Резонанс в технике. Опыты с камертонами, маятниками.

14) Практическая работа по изготовлению «бутылкофона» (зависимость высоты тона от частоты колебаний).

15) Экскурсия.

16) Смотр работ кружковцев.

17) Итоговое занятие.

При организации кружка для начинающих надо учитывать, что ученики еще не имеют устойчивого интереса к предмету и располагают ограниченным багажом теоретических знаний и практических навыков. Для развития интереса к физике можно организовать кружок, содержание программы которого не дублирует программу основного курса, знакомит учащихся с такими явлениями, которые не изучаются на первой ступени обучения физике, хотя они часто встречаются в практической жизни и вызывают большой интерес школьников. Таким образом, физический кружок явится ступенью подготовки учащихся к сознательному выбору факультативного курса.

Цели физического кружка для начинающих:

1) Привить любовь к физике.

2) Выявить интересы отдельных учеников.

3) Дать всем кружковцам минимум умений и навыков для дальнейших внеклассных занятий по физике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: