Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта

Л. В. Куликов

Вводные замечания. Без психологической устойчивости невозмож­ны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и ус­пешная самореализация. Многим психическим расстройствам и пси­хосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероят­ности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жиз­нью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощуще­ний благополучия для психического здоровья.

В научной и популярной литературе нередко можно встретить сло­восочетание эмоциональный комфорт». Данное выражение имеет ме­тафорическое содержание, что затрудняет его использование в каче­стве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно - как «удобство, удобные условия». Поэто­му, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опи­раться на его переносный смысл. Для научного термина такое качест­во следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного поня­тия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпа­дающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмо­циональных характеристик благополучия. В данном понятии угады­вается акцент на субъективной стороне состояния личности, посколь­ку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние.

Цель занятия. Выявление и анализ причин эмоционального диском­форта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают.

Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источ­ники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуе­мых), которые действуют постоянно или относительно постоянно.

Порядок работы. Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из пере­численных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Вы­бранные баллы записываются.

Обработка результатов опроса и интерпретация полученных дан­ных должны включать качественный и количественный анализ. Сна­чала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить домини­рующие по силе причины беспокойства.

Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокой­ства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1).

Таблица 13.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: