Занятие 21. Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни

Н.Е. Водопьянова

Вводные замечания. Переживание психологического комфорта (благополучия) — важный показатель динамики здоровья, поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении пси­хологического (душевного) благополучия широко используется по­нятие «качество жизни», представляющее собой субъективное пере­живание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологи­ческим здоровьем.

Опросник для оценки качества жизни был разработан в Инстигу те медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993). Опросник основан на экзистенциальном подходе к жизненным стрессам. В первоисточнике он состоит из 40 категорий, оценивающих индивидуальное восприятие стрессового напряжения по шкале от I до 9 баллов. Чем выше удовлетворенность по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенционального стресса. В результате подсчитывается суммарный индекс качества жизни (ИКЖ), который рас­сматривается как субъективная удовлетворенность в самоактуалпзации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов[13].

В результате адаптации и валидизации опросника Элиота из него были изъяты четыре вопроса, вызывающие у российских респондентов непонимание или отторжение, например вопрос о религиозной поддержке (приложение 21.1). Адаптация и апробация методики была произведена на трех выборках респондентов: больные клиники неврозов, работники сферы обслуживания (косметологи, администраторы и инструкторы фитнес-центров), топ-менеджеры коммерческих организаций. Всего 150 человек, из них 100 жен­щин, 50 мужчин.

Наш вариант опросника содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жиз­ни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людь­ми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).

Цель занятия. Оценить степень общей удовлетворенности качест­вом индивидуальной жизни и выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.

Методика. Общая удовлетворенность качеством жизни определяет­ся с помощью «Опросника для оценки качества жизни» (приложе­ние 21.1).

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально или в группах. Время ответов строго не ограничено, но не должно превы­шать 30 мин.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом (приложение 21.2) подсчитывается сумма баллов для каждой катего­рии жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, макси­мальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удов­летворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем мень­ше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также под­считывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный средне­му значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.

Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в табл. 21.2, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни (табл. 21.1). Полученная информация используется в последующей консультативно-профилактической и психокоррекционной работе с лицами, переживающими психологический стресс и выгорание. Таблица 21.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: