С. М. Шингаев
Вводные замечания. Под психическим самоуправлением понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления, выполняемую деятельность, собственное поведение, с тем чтобы поддержать или изменить характер их протекания. Психическая саморегуляция (ПСР) направлена на выработку умений и навыков самостоятельно контролировать и регулировать психофизиологическое состояние, дабы повысить эффективность действий, особенно в напряженных ситуациях. Это способствует, в свою очередь, повышению эффективности профессиональной деятельности, укреплению психического здоровья. Таким образом, развитое умение управлять своей психикой и держать ее под контролем расценивается как средство защиты человека от бытовых и профессиональных неурядиц и выступает одним из важнейших признаков душевного здоровья личности.
ПСР включает в себя три основных модуля:
• изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;
• активное включение представлений и чувственных образов;
|
|
• использование программирующей и регулирующей роли слова.
Цель занятия. Овладение техникой психической саморегуляции.
Программа занятия. Предлагаемый вариант методики проведения общего курса ПСР, разработанный С. И. Макшановым, является развитием модифицированной версии А. Б. Балунова и позволяет использовать его в самых различных целях: для оптимизации психических функций обучающихся, интенсификации отдыха, коррекции свойств личности. Курс состоит из двух частей — теоретических и практических занятий, проводимых в течение 2-3 месяцев.
Теоретический курс направлен на повышение компетентности! обучающихся и включает следующие темы: сущность ПСР, исторические корни, разновидности, получаемые эффекты, методы, теоретические и методологические аспекты; организационно-методические вопросы проведения курса.
Практический курс состоит из 12 занятий. Их рекомендуется проводить 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия —1ч. Занятия проводятся под руководством тренера, деятельность которого состоит в непосредственном руководстве процессом психосаморегуляции, управлении процессом выработки внушаемых состояний — расслабления, покоя, активизации. При этом учитываются категория обучаемых, их возраст, пол, профессия, цели конкретного занятия. Тренер строит свою работу с обучаемыми дифференцированно, используя различные техники внушающего воздействия и технические средства.
Задача обучаемых — сконцентрировать свое внимание на сеансе ПСР, мобилизации воли, воображения, памяти в требуемом направлении. Обучаемые заняты самонаблюдением, самоанализом и самооценкой вызываемых ощущений. В ходе первых занятий на основе убеждения и внушения формируется чувство осознанной необходимости и потребности управлять собственной психикой. В процессе переживания определенных ощущений (покоя, расслабления, тепла) обучаемый оценивает вызываемые состояния, научается произвольно корректировать силу их проявления.