I | Т53, S64 |
II | Д64, Д43, II53, II7 |
III | Т6, III53 |
IV | S53, Д2 |
V | Т64, Д53, Д7 |
VI | S6, VI53 |
VII | Д6, Д65, ум.53, ум.VII7, м.VII7 |
.
Интервальное строение аккордов:
Б53=б.3+м.3 М53=м.3+б.3 Д7=б.3+м.3+м.3
Б6=м.3+ч.4 М.6=б.3+ч.4 Д65=м.3+м.3+б.2
Б64=ч.4+б.3 М64=ч.4+м.3 Д43=м.3+б.2+б.3
Ув.53=б.3+б.3 ум.53=м.3+м.3 Д2=б.2+б.3+м.3
М.VII7=м.3+м.3+б.3
Ум.VII7=м.3+м.3+м.3
Характерные интервалы – интервалы, образованные в гармонических ладах. На них оказали влияние ступени, характерные для гармонических ладов: VIb в мажоре и VII# в миноре. Это интервалы: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.
Все увеличенные интервалы (ув.2, ув.5) в мажоре строятся на VIb ступени.
Все уменьшенные интервалы (ум.7, ум.4) в миноре строятся на VII# ступени.
dur (г) moll (г)
ув.2 VIb VI
ум.7 VII VII#
ув.5 VIb III
ум.4 III VII#
Характерные интервалы неустойчивые, поэтому они требуют разрешения:
ув2-ч.4; ум.7 - ч.5; ув.5-б.6; ум.4-м.3.
К характерным интервалам относятся тритоны в гармонических ладах. Они имеют разрешения: ув.4-б.6, ум.5-м.3.
Dur г. moll г.
ув.4 VIb IV
Ум.5 II VII#
Родственные тональности.
В музыке все тональности находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом. Наиболее близкими являются тональности, имеющие много общего в звуковом составе. На этом основании все тональности подразделяются на родственные и не родственные. Для каждого мажора родственными будут те 6 тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно: тональность параллельного минора (то есть VI ст.); тональности субдоминанты и доминанты с параллельными им минорными тональностями; тональность минорной субдоминанты - от гармонического вида данного мажора. Например: для До мажора – ля минор, Фа мажор и ре минор, Соль мажор и ми минор, + фа минор. Для каждого минора родственными будут тоже 6 тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях лада: тональность параллельного мажора; тональности субдоминанты и доминанты с параллельными или мажорными тональностями; тональность мажорной доминанты - от гармонического вида данного минора. Например: для ля минора – До мажор, ре минор и Фа мажор, ми минор и Соль мажор, + Ми мажор.
|
|
ЛАДЫ НА РОД НОЙ МУЗЫКИ.
Лады народной музыки относятся к числу наиболее ранних форм ладовой организация. Они возникли в одноголосных народных напевах как основа организации тонов. Каждый тон такого лада имеет свою не повторяемую другим тоном функцию. Они не октавны, то есть тон, повторенный октавой выше или ниже, несет другую функцию.
Свои названия лады получили от названий областей Греции, где они были распространены: ионийский (от до),дорийский (ре), фригийский (от ми), лидийский (от фа), миксолидийский (от соль), эолийский (от ля), локрийский (от си).
|
|
Ладовое наклонение определяется качеством терции, построенной от тоники. Большие терции характеризуют мажорные лады:
Ионийский ( полностью совпадает с натуральным мажорном)
Лидийский ( отличается от натурального мажора IV высокой ступенью)
Миксолидийский (отличается от натурального мажора VII низкой ступенью)
Малые терции характеризуют минорные:
Эолийский ( полностью совпадает с натуральным минором)
Фригийский ( отличается от натурального минора II низкой ступенью)
Дорийский ( отличается от натурального минора VI высокой ступенью)
Локрийский ( отличается от натурального минора II низкой и V низкой ступенями)
Наиболее древние народные напевы состоят всего из двух-трех звуков. Происходившее в дальнейшем постепенное расширение звукового состава мелодий и привело к возникновению лада из 2-х, 5-ти, 6-ти и 7-ми звуков.
В старинных напевах многих народов мира часто встречается пятиступенный звукоряд- пентатоника. В пентатонике отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней. Подобно остальным ладам, качество терции, построенной на I ступени, придает пентатонике мажорную или минорную окраску. Однако практически, благодаря отсутствию в звукоряде остро звучащих полутоновых соотношений (между ступенями) и тритонов, устоем (постоянным или временным) может оказаться любой из звуков пентатоники. Поэтому встречаются промежуточные виды пентатоники, не обладающие четко выраженным ладовым наклонением.