ЛЮДИ |
Производительность |
Мастерство |
Время |
Обучение |
Карьера |
Оплата |
Работа |
Преданность |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Удовлетворение работой |
В менеджменте качества и в последующей его стадии тотальном менеджменте качества все внимание сосредоточено на изменении отношения к качеству исполнителя работы таким образом, чтобы это понятие вошло в его систему взглядов и ценностей. Здесь целью ставиться изменить культуру организации до такого состояния, когда каждый человек будет заботиться не просто о выполнении требований потребителя, а о том, как превзойти ожидания потребителей. Традиционно компанию рассматривают как работодателя (заказчика работы), а работника – как производителя. Основой взаимоотношения «организация – работник» является договор и право на рабочее место. Схематично их взаимоотношение показано на рис. 9.2.
Рис. 9.2. Традиционное взаимоотношение работника и организации
С точки зрения менеджмента качества организация представляется как поставщик, а работники – заказчиками [13]. Взаимоотношение между ними основывается не на затраченном времени, а на интеллектуальном вкладе работника в общее качество. Работник представляет интеллект компании, обеспечивает ее развитие, то есть расплачивается своей интеллектуальной собственностью за право самореализации.
|
|
Организация представляет для этого перечень работ, оказывая услугу работнику для развития его способностей. Следовательно, кадровая политика должна учитывать не только потребности «внешних, но и внутренних клиентов – рабочих». Схема взаимоотношения работника и организации, ориентированная на улучшение качества, приведена на рис. 9.3.
Тренерство |
Наделение полномочиями |
Осмысленная работа |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Потребности людей |
Потребности организации |
ЛЮДИ |
Карьера |
Образование |
Вознаграждение |
Работа |
Рис. 9.3. Взаимоотношение работника и организации, ориентированное
на улучшение качества
В определение взаимоотношения поставщика и потребителя введено понятие «тренерство», которое рассматривается как специфическое требование построение политики TQM в области управления человеческими ресурсами. Главная роль управленческого звена предприятия как тренера – развивать людей, не тратить время на администрирование. Основные качества тренера: умение слушать, умение быть объективным, умение советовать.
Такой подход работает и внутри организации, и за ее пределами. При этом предполагается взаимодействие по вопросам качества, как с поставщиками, так и с потребителями для того, чтобы лучше понять каким образом организация может совершенствовать процесс удовлетворения потребностей. Здесь также следует применять соответствующие систему и методы обеспечения качества, чтобы изыскивать возможности для дальнейшего совершенствования работы и извлечь из них дополнительную пользу.
|
|
Управление человеческими ресурсами в области качества основывается на следующих принципах:
а) вовлечение работников и инициирование их поддержки в реализации политики и улучшения качества;
б) развитие компетентности как выраженной способности применять свои знания;
в) развитие осведомленности и повышение квалификации путем непрерывного обучения.
Вовлечение работников в деятельность по улучшению качества достигается посредством следующих основных действий:
– определение ответственности и полномочий персонала;
– разработка индивидуальных и групповых целей менеджмента выполнения процессов и оценивания результатов;
– признание и вознаграждение;
– создание условий, поощряющих нововведения;
– использование измерений степени удовлетворенности работников и др.
– разработка перечня мер повышающих заинтересованность (повышение зарплаты, премии по качеству) и ответственность работников за качество продукции и честь фирмы.
Наличие компетентности, как основного фактора качества управления, определяется на основе анализа фактических и ожидаемых потребностей в компетентности. Потребности в компетентности объясняются следующим:
а) будущими требованиями, связанными со стратегическими планами;
б) изменениями в процессах организации, в средствах и оборудовании;
в) знаниями законодательных требований и стандартов, влияющих на организацию и заинтересованные стороны.
Необходимость в обучении работников с внедрением системы менеджмента качества вызвана повышением требований к качеству продукции, изменениями характера процессов и культуры организации. Организация должна планировать обучение и подготовку.