Языки программирования: назначение, виды. Компиляция, интерпретация, трансляция

Программирование — деятельность по созданию программного обеспечения — является структурным звеном информатики, наряду с теоретической информатикой, вычислительной техникой, информационными системами и искусственным интеллектом. Без программирования невозможно говорить о компьютерах вообще и о деятельности человека за компьютером в частности, ведь программа выступает посредником между человеком и компьютером.

Первые программы появились едва ли позже создания компьютера. Первым программистом принято считать знаменитую Аду Лавлейс, дочь лорда Байрона, которая так была сильно увлечена математикой и трудами Чарльза Бэббиджа. Чарльз Бэббидж вошел в историю благодаря конструированию «Аналитической машины», которая, исходя из ее проектирования, должна была быть очень похожа по своей структуре на современный компьютер. Она должна была иметь устройство для ввода и вывода данных, «накопитель», в которых должны были размещаться промежуточные результаты, «мельницу» для вычислений, управляющее устройство. Юная Ада буквально подхватила идею создания этой машины и помимо новых идей по конструированию узлов и механизмов, она занималась разработкой программ к еще не существующей машине. Надо отметить, что после себя эти два замечательных человека оставили только гору чертежей и схем. Сама же машина была построена много позже, в XX века группой студентов в дань уважения «отцу компьютерной техники».

С появлением первых компьютеров возникла проблема записи команд для машины. Исходя из принципа Фон Неймана, команды для машины должны храниться в памяти, а значит кодироваться в двоичной системе счисления. Первое время использовали язык машинных кодов. Например, одна команда на машинном языке могла звучать так:

15 0049 2376

Здесь первое число означает код операции, а два других — номера ячеек памяти, откуда нужно взять значения. Например, если «15» - код операции сложения, то запись означает, что нужно было взять число, лежащее в ячейке с номером 0049 и сложить с числом, лежащем в ячейке с номером 2376 и положить результат в ячейку с номером 0049. Понятно, что в этих числах легко можно было запутаться. Разобраться в таких записях иногда просто невозможно. Нужно помнить все коды операций, кроме того, нужно помнить все адреса ячеек, где лежат данные. Кроме того, все эти команды записывались в двоичной системе счисления. Конечно же, ни о каком удобстве программирования говорить в этом случае не приходится. Зато процессору такие команды не просто понятны, но и являются единственно возможными. Процессору команды понятны, а человеку совершенно нет. Чтобы как-то приблизить программирование к человеку, были созданы специальные языки с транслятором[1] типа Ассемблер (англ. assembler — сборщик). Такие языки назывались языками Ассемблера. Эти языки имели общую структуру, которая состояла из метки, кода и комментария. Код состоял из так называемой мнемоники и списка аргументов. Мнемоника — трех-, четырехбуквенное сокращение команды, аналог кода операции. Список аргументов записывался через запятую, их количество зависело от конкретной операции. В этом случае команды могли выглядеть так:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: