Лекция 5. Форма государства

Понятие «форма государства» является одной из важнейших

содержательных категорий государствоведения, поскольку в ней

отражается сущность государства, территориальное устройство

государства и методы и способы государственного управления.

При этом следует помнить, что форма государства, как и его сущ-

ность и содержание, никогда и не остаются раз и навсегда уста-

новленными, неизменными. Под влиянием множества экономиче-

ских, социально-политических, идеологических и иных факторов

они всегда изменялись и развивались. Изменения происходили как

эволюционным, так и революционным путем.

Форма государства, то есть устройство государственной вла-

сти, ее организация, в содержательном отношении выступает в

разных аспектах.

Во-первых, это определенный порядок образования и орга-

низации высших органов государственной власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства госу-

дарства, определенный порядок взаимоотношений центральной,

региональной и местной власти.

В-третьих, это приемы и методы осуществления государст-

венной (политической) власти. Таким образом, форма государства

синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы

правления, формы (государственного) устройства и формы госу-

дарственного, политического режима.

Форма государства зависит от конкретно-исторических ус-

ловий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее

оказывают принадлежность власти, способ ее формирования и

осуществления.

Так, феодальному типу государства соответствовала, как

правило, монархическая форма правления, а буржуазному на вто-

ром этапе его развития – республиканская.

Форма государства во многом зависит от соотношения поли-

тических сил в стране, национального состава, исторических тра-

диций, территориальных размеров страны и других факторов. Не-

большие по территории государства обычно являются унитарны-

ми. Многонациональный состав населения и большие территории

предъявляют к государственной форме свои требования. Такие


государства являются федеративными, основанными на добро-

вольном союзе.

Форма правления – это способ организации и формирования

верховной государственной власти, она отвечает на вопрос, как

построена верховная власть в государстве, какие органы и долж-

ностные лица наделены этой властью, каким образом она форми-

руется и распределяется между центром и территориями, различ-

ными государственными органами и т.д. Форма правления являет-

ся ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широ-

ком смысле.

Формы правления различаются в зависимости от того, осу-

ществляется ли верховная власть одним лицом пожизненно или

принадлежит выборному коллегиальному органу, который осуще-

ствляет управление в течение определенного срока.

В связи с этим выделяют монархические и республиканские

формы правления.

Монархией можно назвать такое государство, где верховная

власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собст-

венному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему ни-

какой другой властью, а власть принадлежит ему по принципу на-

следования. Монарх не подлежит юридической ответственности и

никому не подотчетен.

История и современность знают разные виды монархий и

республик. Основными разновидностями монархии являются аб-

солютная монархия, сословно-представительная монархия, дуали-

стическая монархия и конституционная монархия.

При абсолютной монархии верховная власть монарха (коро-

ля, царя, шаха, императора) не ограничена каким-либо представи-

тельным (законосовещательным или законодательным) органом.

Абсолютными монархами были, например, французские ко-

роли (до французской революции 1789 г.), российские императоры

(до формирования Государственной думы в начале ХХ в.) и т.д. В

определенном смысле абсолютными монархиями можно назвать

современные восточные государства.

При сословно-представительной монархии власть монарха

ограничена законосовещательными полномочиями сословно-

представительного органа, то есть собрания представителей раз-

личных сословий – духовенства, дворянства и верхушки нарож-

дающегося третьего сословия (купцы, ремесленники и т.д.)


Конституционная монархия как форма правления историче-

ски приходит на смену абсолютной и сословно-представительной

монархии. При конституционной монархии власть монарха на ос-

нове конституции (или определенных правовых актов) ограничи-

вается законодательной властью парламента как органа народного

представительства.

На стадии неразвитой конституционной монархии, именуе-

мой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, вклю-

чая право формировать правительство, назначать министров и дру-

гих должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также

правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по сво-

ему усмотрению. Такая форма правления имела место в ряде стран

(Германия, Австрия). Италия в конце XIX – начале ХХ века. В на-

стоящее время дуалистическими монархиями являются по своей

сути Иордания, Марокко, Непал.

Современная развитая конституционная монархия (в Анг-

лии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии

и др.) представляет собой правовое государство. В таком государ-

стве полномочия монарха, являющегося главой государства, во

многом носят номинальный характер. Правительство (из предста-

вителей партии, получившей большинство мест в парламенте)

формируется парламентом и ответственно перед ним.

Республиканская форма правления сложилась еще в древнем

мире (римская сенатская республика в V – I вв. до н.э.). Известны

также и феодальные республики (города-республики Венеция, Ге-

нуя, Флоренция – в Италии, вольные города – в Германии, Новго-

род и Псков – в России и т.д.).

Двумя основными формами современной республики явля-

ются парламентская республика и президентская республика. Они

представляют собой различные варианты реализации принципа

разделения властей в правовом государстве.

Парламентская республика. Здесь сильна законодательная

власть, а исполнительная власть подчинена ей. Правительство

формируется парламентом и ответственно перед ним. При всех

существующих вариациях в парламентских республиках прези-

дент играет незначительную роль; исполнительная власть являет-

ся, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возмож-

ный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.


Обычно президент в парламентской республике всенародно

не избирается (одно из немногих исключений – Болгария), чтобы

он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить

парламенту; избрание президента осуществляется или парламен-

том, или специально создаваемой коллегией. Президент представ-

ляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынуж-

ден согласовывать свои действия с парламентом. Президент, как

правило, не имеет права на проведение референдума, на введение

чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмот-

рению главы правительства и др.

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ,

Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария,

Эстония, Италия и некоторые другие государства.

Президентская республика как форма правления характери-

зуется в первую очередь тем, что избранный глава государства од-

новременно является и главой правительства, которое он назнача-

ет с согласия парламента и которое он вправе распустить. По-

скольку он получает власть из рук населения, полномочия его

чрезвычайно широки.

Президентская республика – достаточно распространенная

форма правления. Президентскими республиками являются США,

Казахстан, Россия, многие государства Латинской Америки (Бра-

зилия, Аргентина, Мексика и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия и

др.), Азии (Филиппины и др.).

Последние десятилетия показывают, что классические фор-

мы парламентской и президентской республик не всегда способст-

вуют согласованности и взаимодействию высших органов госу-

дарства, что ведет к снижению управляемости государством, к

кризису всей политической системы. Для устранения этих и неко-

торых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гиб-

ридные» формы современных республик.

В современных монархических государствах можно обна-

ружить элементы республиканского правления. К примеру, в на-

стоящее время существуют такие монархии, где глава государства

не наследует трон, а переизбирается через определенный период

времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия), есть по-

литические партии, иные общественные объединения граждан.


В то же время ввиду огромной и практически неограничен-

ной власти президента многие государства Латинской Америки

получили название «суперпрезидентских» республик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: