Пределы правового регулирования

Правовому регулированию не могут подлежать все общест-

венные отношения, поэтому пределы такого регулирования долж-

ны быть четко обозначены. Если этого не сделать, то возможны

правовой произвол, беспредел либо тоталитаризм, при котором

осуществляется контроль за каждым шагом граждан, ведущий к

социальной пассивности и деформации правового сознания.

В современной юридической литературе сложился подход,

доминирующий в определении пределов правового регулирования.

Если исходить из того, что право исторически возникло из потреб-

ности урегулирования только жизненно важных общественных

отношений, то в сферу правового регулирования должны входить

отношения людей по обмену материальными и духовными ценно-

стями, отношения по властному управлению обществом и по

обеспечению правопорядка, так как в этих отношениях заключены

как индивидуальные интересы, так и интересы общесоциальные.

В этих отношениях реализуются взаимные интересы их уча-

стников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих

интересов ради удовлетворения интересов другого. Указанные от-

ношения строятся на основе согласия выполнять определенные

правила, а также признания обязательности этих правил. Необхо-

димость соблюдения правил подкрепляется принудительными ме-

рами государства.

Сфера правового регулирования определяется с позиции

возможного и необходимого правового регулирования. Анализи-

руя разнообразные юридические формы и средства воздействия на

поведение людей и общественные отношения, можно выяснить,

какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных услови-


ях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юри-

дические средства в каком-либо из сочетаний.

Под эффективностью правового регулирования подразуме-

вается соотношение между результатом правового регулирования

и стоящей перед ним целью, которые могут быть достигнуты при

следующих условиях:

а) совершенствование правотворчества с тем, чтобы в право-

вых нормах наиболее полно выражались общественные интересы

и закономерности, в рамках которых они будут функционировать;

б) создание при помощи юридических и информационно-

психологических средств такого положения; когда соблюдение

закона стало бы выгоднее его нарушения;

в) совершенствование правоприменения. С помощью актов

правоприменения можно достичь наибольшего удовлетворения

интересов.

Представляется необходимым совместное функционирова-

ние нормативного регулирования и правоприменения, так как в

отдельности эти элементы начинают диссонировать, в то время

как механизм правового регулирования возникает из взаимосвязи

различных правовых средств.

Любой неверный выбор юридических средств, приемов, за-

ложенных в нормативной основе правового регулирования, приво-

дит к сбоям в реализации права.

Механизм правового регулирования, созданный для реали-

зации законных интересов личности, упрочения его правового ста-

туса, должен сочетать различные управленческие методы и цели.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: