Общие правовые основы функционирования особо охраняемых природных территорий

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях в России имеет два уровня в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.72 относит вопросы охраны окружающей среды и ООПТ к совместному ведению федерации и ее субъектов). Поэтому помимо федеральных законов и подзаконных актов на региональном уровне могут приниматься законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Правовые акты, принятые до изменения политического статуса Российской Федерации (т.е. акты СССР и РСФСР), действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации 1993 г. и законодательству, принятому в соответствии с ней.

На федеральном уровне основу системы правового обеспечения ОПТ составляют:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ;

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ.

В соответствии с ними принято большое количество различных подзаконных актов (см. Приложение 3), в том числе указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации». В актах федеральных органов исполнительной власти развиваются положения федеральных законов в направлении более детальной проработки и реализации общих правовых норм на практике.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире».

Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Установлено, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О животном мире» на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Учитывая общее право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых договоров, предусматривающих такое делегирование. Подобные нормативные договоры также выступают в качестве источника права в области особо охраняемых природных территориях.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (в части особенностей функционирования юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, объектов гражданских прав, материальных и нематериальных благ и их защиты, регулирования сделок, прав собственности и других вещных прав, обязательственного права и отдельных видов обязательств). Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, настоящий Федеральный закон не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

Земельные участки государственных природных заповедников относятся к земельным участкам, изъятым из оборота (ст. 27 Земельного кодекса), не могут предоставляться в частную собственность (подлежать приватизации) и использоваться в качестве объектов сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственных природных заповедников не допускается. Земли государственных природных заповедников предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: