Групповые цели

Организаторы психотерапевтических групп чаще всего не ставят участников в известность о целях группы. Акцептация их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная на­правленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удов­летворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей.

Достижение отдаленных целей облегчается в ре­зультате сознательного выбора промежуточных, этап­ных (преимущественно инструментальных) целей, i относящихся к групповым явлениям и структуре груп-


пы, описания желаемой активности при работе над заданиями и их содержанием. Иногда общие цели психотерапевтических групп рассматриваются в ка­честве дополнения или развития процесса социализа­ции индивида при одновременном достижении им полной интеграции и тождественности. Чаще всего говорится об изменениях и коррекции поведения па­циентов для более творческого, счастливого, умелого и здорового функционирования.

Психотерапевты в своей деятельности стремятся вызвать изменения в личностном и межличностном функционировании, причем это может касаться изме­нения функционирования в познавательной, эффек­тивной или поведенческой сфере.

В сфере внутриличностной могут быть достигнуты изменения познавательного характера — в определен­ной (ценностной) установке, аффективного характе­ра — принятие самого себя и поведенческого харак­тера — усвоение действий, приносящих удовлетво­рение.

В межличностной сфере целью может стать на по­знавательном уровне — изменение социальной перцеп­ции, на аффективном — достижение чувства удовлет­ворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне — приобретение социальных навыков. Реализа­ция этих целей происходит в рамках общей групповой активности. В процессе восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая интеракции с членами груп­пы, пациенты проявляют межличностную активность. Участвуя в решении задач и проблем, они проявляют заданную активность. Когда пациенты стремятся удов­летворить свои индивидуальные потребности, лежа­щие в социально-эмоциональной сфере, большинство из них руководствуется желанием уменьшить свои страдания, улучшить самочувствие, избавиться от трудностей в отношениях с окружающими и в соци­альном функционировании.

Осознание и согласование этих и многих других, специфических для отдельных участников целей может способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недо­могания, трудности и проблемы. Подобная ситуация чаще всего благотворно воздействует на процесс лече­ния в результате появления взаимопонимания, поло­жительных эмоций, поддержки, солидарности и взаи-



модействия. Они возникают в группе как результат научения и становятся условием, облегчающим даль­нейшее протекание терапевтического процесса в форме активного переучивания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: