Директивность группового психотерапевта определяется степенью его активности и инициативности
6* 163
в ведении группы. Другими словами, речь идет о том, в какой степени его активность стимулирует восприятие, мышление и эмоции членов группы или является в этом плане чем-то внешним, продиктованным им самим. Директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм — он использует главным образом технику отражения и кларификации.
Директивность — черта поведения, которая в анализе позиций и терапевтических предпочтений в общем оценивается невысоко, особенно психологами [McNair M. et al., 1964; Spilken A. et al., 1969; Wysokinska Т., Matuszewski A., 1973]. В контексте исследований директивность представляется особенно подверженной фактору социального одобрения, т. е. между фактическим поведением психотерапевтов и их оценкой директивности следует ожидать несовпадения: в действительности мы более директивны, чем хотелось бы.
Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее правильного и успешного функционирования. В практике можно обнаружить разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы С. Rogers создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении. Определенность — неопределенность
В данном разделе мы обсудим, в каком случае вербальная активность психотерапевта является носи-
телем полной, однозначной информации для участников группы, а когда только обозначает какую-то проблему или вопрос и побуждает к их развитию и разрешению. Н. L. Lennard и A. Bernstein (1960) рассматривают обсуждаемую особенность поведения психотерапевта в свете теории информации, с точки зрения информативности содержания его высказываний. Низкая информативность (неопределенность) высказывания должна побуждать больного к повышенной активности, высокая информативность (специфичность) должна вызывать уменьшение активности.
Отмечается также, что специфичность высказываний психотерапевта, представляющих психологическую угрозу для больного, вызывает возрастание защитных реакций. Наоборот, неопределенность высказывания психотерапевта в общем благоприятствует проявлению в высказываниях пациента богатого психопатологического материала: неконтролируемых и иррациональных мыслей и эмоций, важных с диагностической и терапевтической точек зрения.
В соответствии с результатами многих исследований [Pope В., 1977] неоднозначность передаваемых психотерапевтом вербальных сигналов, если говорить об их информационно-коммуникативной функции, вызывает у больных чувство неуверенности и повышение активности. В частности, здесь может играть роль специфика отношений психотерапевт — больной, психотерапевт — группа. Неопределенность раздражителей, исходящих от значимого лица, ведет к повышению активности с целью их дополнения, особенно если психотерапевт подчеркивает значение самостоятельных поисков и собственной инициативы. Определенную роль также может играть «эффект Зейгарник».
Переменную «однозначность — неоднозначность» вербального поведения психотерапевта можно было бы также назвать переменной открытого предоставления готовой информации в противоположность побуждению к самостоятельному поиску решения. Примером однозначного (и директивного) поведения может служить поведение психотерапевта «бихевиориста», который составляет для больного подробную программу определенного поведения; примером использования неоднозначных высказываний может служить поведение психотерапевта с познавательной ориентацией.
Если отсутствие или низкий уровень информации в содержании высказывания психотерапевта превысит
допустимый порог, со стороны группы и отдельных ее участников можно ожидать агрессивного поведения и появления тенденции к уходу. Использование подобного типа явлений в терапевтических целях будет рассмотрено для характеристики еще одной переменной.