Исследования в области групповой психотерапии

С. ЛЕДЕР, Ч. ЧАБАЛА (S. LEDER, CZ. CZABALA) (ПНР)

Число исследований в области групповой психоте­рапии, а также их уровень подвергались значительным изменениям в последние двадцать лет. Во многих ра­ботах, о чем уже писалось [Wardaszko H., 1970], по­лученные результаты не сопоставимы с другими из-за различных теоретических подходов и различий в пони­мании целей групповой психотерапии. Наблюдается, однако, постепенное преодоление некоторых сущест­венных методологических трудностей. Исследователи пытаются справиться с такими из них, как потребность контролировать большое число переменных, трудности экспериментального манипулирования психотерапевти­ческой ситуацией, адекватный набор методических приемов. Разработаны некоторые методические указа­ния и принципы построения исследовательских про­грамм [Parloff М., 1954; KJesler D., 1966; Bednar R., 1970]. Составлен и предложен набор методов, полез­ных в исследованиях психотерапии [Waskoff L., Par­loff М., 1975]. Возросло число исследований о явлени­ях, происходящих в психотерапевтических группах: исследована их зависимость от различных целей изу­чаемых групп, от различных структур группы, состава участников, форм и стиля работы психотерапевтов".

Клиницист, применяющий групповую психотера­пию, однако по-прежнему, не всегда может найти от­вет на многочисленные беспокоящие его вопросы, ка­сающиеся организации и принципов создания групп, правильного подбора пациентов, практической полез­ности отдельных процедур и психотерапевтических техник. Язык исследователей, описание результатов являются по-прежнему слишком «закрытыми». Во многих работах, представляя полученные результаты исследований, авторы часто ограничиваются искусст­венно выбранными изолированными фрагментами та-

226


кого сложного процесса, каким является психотерапия. Учитывая разные ограничения, можно, однако, по­пытаться представить определенные практические предложения, полезные для лиц, применяющих груп­повую психотерапию. Это особенно касается тех ре­зультатов исследований, которые находят подтвержде­ние в повторных экспериментах.

В дальнейшем изложении мы попытаемся предста­вить важнейшие исследования и их практическое зна­чение, взяв за образец работы H. Grunebaum (1976).

Представляется, что групповой психотерапевт, на­блюдая за исследованиями в групповой психотерапии, может попытаться найти ответ на следующие вопросы.

1. Является ли групповая психотерапия эффектив­
ным методом лечения? Это вопрос об изменениях,
наблюдаемых у пациентов, леченных этим методом
психотерапии.

2. Является ли групповая психотерапия методом,
адекватным для всех пациентов?

3. Существуют ли определенные условия, способст­
вующие достижению лучших результатов применения
групповой психотерапии? В какой степени такие усло­
вия зависят от пациента, психотерапевта, отношений
между пациентом и психотерапевтом?

4. Приводит ли групповая психотерапия к специ­
фическим для этой формы лечения результатам по
сравнению с другими формами психотерапии?

5. Можно ли среди многих методов групповой пси­
хотерапии, опирающихся на различные теоретические
концепции, указать такие, которые более полезны, чем
другие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: