Изучение роли тренинговой группы при подготовке групповых психотерапевтов

В условиях широкого распространения психотера­певтической помощи в нашей стране и возросшей пот­ребности в новых формах интенсивной подготовки пси­хотерапевтов особое значение при обучении придается приобретению специалистами практических навыков в работе и овладению различными групповыми психо-социотерапевтическими методами.

В соответствии с принципами концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии


при организации тренинговой группы психотерапевтов были сформулированы следующие цели ее работы: понимание закономерностей функционирования и раз­вития группы, повышение чувствительности к межлич­ностному общению и собственному участию в нем, пластичность поведения, а также непосредственное восприятие различных групповых методик.

При исследовании тренинговой группы психотера­певтов [Ташлыков В. А., 1979] наряду с наблюдением и анализом стенограмм занятий использовались спе­циально разработанные опросники. Анализ получен­ных данных позволил установить, что тренинговая группа прошла три основные фазы развития: «зависи­мость», «противодействие и консолидация», «конструк­тивное сотрудничество». В соответствии с выбранной моделью поведения руководитель тренинга в первой фазе был преимуществено пассивен и отказом в помо­щи содействовал преодолению неадекватных ожиданий и первоначальной зависимости группы. Во второй фазе он преимущественно побуждал членов группы к инте­ракциям и интерпретациям, а в третьей — выполнял «экспертные» функции.

При оценке участниками группы полезности каждо­го занятия прежде всего отмечалось повышение чув­ствительности к групповым процессам, а затем — уг­лубление понимания себя и знакомство с методами. Как показал анализ, среди личностных факторов, не­обходимых для успешной психотерапевтической рабо­ты, которые, по мнению участников, в наибольшей сте­пени подвергались усилению в ходе тренинга, отмеча­лись, во-первых, способность к определению характера своего эмоционального реагирования в групповой си­туации, во-вторых, понимание влияния собственных личностных позиций на особенности общения с дру­гими.

Более трудными для тренировки были такие свойства, как умение почувствовать эмоциональную проблематику другого члена группы и, оставаясь ее участником, сохранять способность к точному наблю­дению и анализу происходящего в группе. Всеми участниками группы была подчеркнута несомненная полезность тренинга как формы активного приобрете­ния практических навыков в психотерапевтической работе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: