I этап. «Прелюдия»

Для настроя на контакт с произведением, на целостное вос-
приятие художественного образа можно воспользоваться опытом
подготовки самого художника к работе. Ведь цель — это создание
своего рода резонансного взаимодействия двух сердец, двух душ —
художника и зрителя, в котором произведение — аккумулятор
духовной энергии художника и проводник ее к зрителю. Следова-
тельно, организуя подготовку к восприятию художественного об-
раза, следует предварительно максимально приблизиться к со-
стоянию его творца, попытаться в какой-то мере отождествить
себя с ним.

«Прелюдия» должна быть подготовлена автором выступле-
ния заранее.

Готовя свое сообщение, студент читает книги о художнике и
его времени, знакомится с его эпистолярным наследием и мему-
арной литературой о нем. Для начала своей работы с группой
(если, конечно, вы имеете дело с достаточно подготовленными людь-
ми) можно выбрать характерный эпизод из жизни художника,
отрывок из воспоминаний о нем, о его работе над произведением,
о котором пойдет речь, о впечатлении, которое оно некогда произ-
вело на зрителей. Рассказ или подготовленный текст должны быть
не столько информативными в прямом смысле слова, сколько
эмоционально насыщенными, причем созвучно художественному
образу. Это один прием работы, но есть и другие. Например, мож-
но, взяв с собой магнитофон, использовать музыку, созвучную
материалу сообщения. При том лучше подбирать современную
художнику музыку, написанную композитором — его соотечествен-


9-4015



ником (меньше риск ошибиться). Можно использовать стихи или
художественную прозу.

Есть и еще один путь: искренний рассказ о том, какое впечат-
ление произвело произведение на вас при первой встрече. Впро-
чем, таких приемов можно придумать множество, и любой дос-
тигнет цели, если произойдет совпадение духовного строя произ-
ведения и того, что послужит «камертоном».

Всего сложнее настроиться на восприятие иконы. А ведь ее
ценность заключается в способности «умилить сердце» челове-
ка, впечататься в его душу. В храме — естественной для вос-
приятия иконы среде — на молящегося особым образом воздей-
ствует архитектура, слово молитвы, включенное в песнопение,
свечи, запах ладана, эмоциональная среда — сопереживания
окружающих. Храм словно защищает человека от суеты мира,
помогает отрешиться от повседневности. В музее многое способ-
но убить всякую возможность сосредоточенного настроя на вос-
приятие иконы: шум шагов, резкий голос экскурсовода, работа-
ющего в том же зале. И все же стоит попытаться создать необ-
ходимое для общения с иконой состояние. Вспомнив, как в
стародавние времена мастер-иконник готовил себя к работе над
образом, в какой обстановке входил с образом в контакт моля-
щийся, попытайтесь найти способы создания необходимого на-
строя вопреки всем сложностям.

И еще один важный совет-рекомендация: информационная и
«настраивающая» работа должна проводиться не в музее воз-
ле картины, иконы, скульптуры, с которыми студент будет
работать, а до того, заранее, это должна быть работа пред-
варительная, предшествующая следующему, второму этапу

общению с произведением искусства.

II этап. Непосредственное восприятие произведения,
контакт с ним

На этом этапе работы роль посредника-учителя минимальна:
надо помочь группе расположиться так, чтобы каждому было по
возможности хорошо видно и ничто не мешало сосредоточиться
на том произведении, с которым будет вестись работа. Если это
скульптура — надо дать возможность каждому сделать ее круго-
вой обход, предложив найти наиболее выразительный ракурс. Если
икона или картина — сосредоточиться на вчувствовании в нее:
молчаливое созерцание способствует сосредоточению, а значит,
со-творчеству с художником. Можно предварительно дать груп-


пе задание, но оно не должно быть аналитическим. Оно должно
стимулировать самососредоточенность на чувстве и переживании
художественного образа, помочь войти в него. В некоторых случа-
ях можно предложить своим товарищам отождествить себя с кем-
либо из персонажей произведения, попытаться понять и пережить
ситуацию как бы изнутри. Иногда — «озвучить» в воображении
зрительный образ. Иногда — вступить с ним во внутренний диа-
лог. В случае с иконой может помочь и естественный, веками
выработанный способ — молитва, обращенная именно к этому
образу. Слова, родившиеся в миг духовного озарения, способны
вызвать резонансный ответ в сердце не только истинно верующе-
го, но и просвещенного атеиста. Наконец, незаменимый помощ-
ник — магнитофон. Негромкое воспроизведение музыки той дале-
кой эпохи, когда было создано произведение, способно обогатить
его восприятие и внести дополнительные краски в зримый образ.
Нельзя дать рецепта на все случаи жизни: бесконечное разно-
образие произведений диктует множество приемов организации
общения с ним. Но сам момент созерцания и вчувствования —
эмпатии — не требует слов: зрители должны на какое-то время
остаться наедине с произведением искусства, всей душой раство-
риться в нем, если перед ними создание истинного художника

впечатление будет обязательно сильным и адекватным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: