1. Составляющие перцептивной стороны общения. Многое в человеческих отношениях зависит от того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, т.е. от образов, которые складываются друг о друге в результате общения. Формирование образа другого человека необходимо нам для того, чтобы определить свое отношение к нему, понять его индивидуальные особенности.
Перцептивная сторона общения состоит из следующих компонентов:
· самовосприятие,
· восприятие собеседника,
· самоподача.
Самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.
Восприятие другого человека – формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения.
2. Психологические механизмы восприятия. Психологи выделяют ряд факторов, на основе которых формируется образ другого человека. На межличностное восприятие оказывают влияние следующие психологические механизмы:
· Эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
· Эффект бумеранга – при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Это происходит из-за того, что:
- подорвано доверие к источнику информации;
- передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;
- субъект, передающий информацию вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.
· Эффект первого впечатления – очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. При этом все последующие отбрасываются.
· Эффект края – из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов, те, что находятся в начале и в конце запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
· Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее.
· Эффект первичности – важность определенного порядка поступления информации о человеке, для формирования представлений о нем.
· Эффект новизны – более новая информация оказывается самой значительной.
· Эффект стереотипизации – тенденция формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этот эффект действует, когда мы обладаем ограниченной информацией об объекте или ситуации.
Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:
1. идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
2. рефлексия – понимание другого путем размышления за него;
3. эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
4. стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы;
5. проекция – неосознанное приписывание человеком окружающим людям своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждений о людях по аналогии с самим собой;
6. каузальная атрибуция – собственные предположения относительно причин поступков других людей.
3. Самоподача – вмешательство объекта восприятия процесс формирования своего образа у собеседника, т.е. то, каким образом он преподносит себя, общаясь с людьми.
Этот процесс может включать как навязывание определенного стереотипа, который способен задать контекст отношения к вам, либо сообщение той информации, которая поможет собеседнику лучше определить ваши мотивы и цели, либо способы управления собеседником, которые направлены на более тесное и точное взаимодействие.
Управление вниманием, восприятием собеседника происходит по средствам акцентирования и выделения тех особенностей, которые «включают» соответствующие механизмы социального восприятия.
Выделяют следующие виды самоподачи:
· самоподача превосходства;
· самоподача привлекательности;
· самоподача отношения.
Самоподача превосходства. Подобная самоподача, чтобы являться успешной, обязательно должна опираться на определенные признаки, а именно, знаки превосходства – соответствующая манера одеваться, говорить и вести себя. То есть акцент делается на тех деталях, которые показывают высокий социальный статус. Очень важно, чтобы ключевые моменты, на которые направляется внимание собеседника, были подчеркнуты и выделены.
Самоподача привлекательности. Привлекательность тоже является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательнее, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие со своими внешними данными.
Самоподача превосходства и привлекательности по важности и «частоте употребления» значительно проигрывает самоподаче отношения. Ведь действительно всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.