Стадии и уровни развития психики (по А.Н. Леонтьеву)
Стадии и уровни
| Особенности поведения
| Виды живых существ
|
1. Стадия элементарной сенсорной психики
|
1.1 Низший уровень Развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности.
| Чёткие реакции на биологически значимые свойства среды, слабая пластичность поведения.
| Простейшие низшие многоклеточные, живущие в водной среде.
|
1.2 Высший уровень Наличие ощущений.
| Способность к формированию элементарных условных рефлексов, развитая двигательная активность, чёткие реакции на абиотические раздражители.
| Высшие кольчатые черви, улитки.
|
2. Стадия перцептивной психики
|
2.1 Низший уровень Отражение действительности в форме образов предметов.
| Преобладание инстинктивных форм поведения, активный поиск положительных и избегание отрицательных раздражителей
| Рыбы, насекомые.
|
2.2 Высший уровень Элементарные формы мышления.
| Высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.
| Птицы, собаки, кошки
|
3. Стадия интеллекта (наивысший уровень)
|
3.1 Сенсомоторный интеллект Выделение специальных органов манипулирования, развитие исследовательского поведения.
| Способность решать одну и ту же задачу разными способами, учёт причинно-следственных связей, использование орудий труда.
| Обезьяны, дельфины
|
3.2 Сознание Ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев).
| Способность отражать существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, используется логическое мышление.
| Человек
|
Сознание – высшая форма развития психики