Классификации представлений

Ø по модальности (ведущий анализатор)

§ зрительные (образ человека, места, пейзажа)

§ слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии)

§ обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного)

§ вкусовые ( представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

§ тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета)

Часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов

Ø по степени обобщенности

§ общие (представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий)

§ единичные (представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание)

§ схематизированные (представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы)

Ø по происхождению

§ на основе мышления (отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт.Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами)

§ на основе восприятия (на основе первичного чувственного отражения действительности.Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека)

§ на основе воображения (составляет основу творчества – как художественного, так и научного)

§ на основе ощущений

Ø по степени волевых усилий

§ произвольные (возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.Контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.)

§ непроизвольные (возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: