Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека, отдельных групп и социальных общностей к миру. Следовательно, рассмотрение философии как специфической формы общественного сознания следует признать, более обоснованным и соответствующим действительности.
Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда произошел человек?
Куда и зачем движет его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически, первой, была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
|
|
К основным чертам мифов относят: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, не выделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (расширение и укрепление хозяйства, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная формавыражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия во многом схожа с мифологией: наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности. Это позволяет сказать, что религия включает в себя мифы. Однако есть и особенности, отличающие религию от мифов. Так, для религии уже характерно учение о потустороннем мире, наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации, обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и системный характер, чем мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к системному и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т. е опирается на доказательства в обосновании своих положений).