Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение, прежде всего, в сексуальных действиях. Порой оно выражается и в других сферах жизни через сублимацию. То есть, под давлением социальных норм, традиции и запретов происходит процесс преобразования сексуальной энергии в несексуальную. Вывод: психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта в другие сферы жизнедеятельности.
В 20-ых годах XX в. Фрейд разрабатывает свою вторую психологическую систему. В ней он по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.
Центральные понятия и суть системы:
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря чему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род;
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным;
Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные формы бытия.
2. В чем состоит отличие между монизмом, дуализмом и плюрализмом в понимании субстанционального бытия?
3. Чем отличается субстанциальная концепция пространства и времени от реляционной?
4. Какова структура материи?
5. Может ли существовать абсолютно неподвижный материальный объект?
6. Что выражает закон отрицания отрицания?
7. Что является источником развития?
8. Каков механизм развития и какой закон его описывает?
9. Почему сознание является продуктом общественно-предметной исторической деятельности человека?
10. Что такое мышление?
11. Что представляют собой язык и языковое мышление?
12. Перечислите основные концепции о происхождении сознания и их содержание.
13. Какие главные свойства человеческого сознания вы знаете?
14. Что представляют собой такие свойства сознания, как «Идеальность», «Интенциональность», «Идеаторность»?
15. Расскажите о механизмах проявления сознания.
16. Функции и уровни сознания.
17. Перечислите формы сознания.
18. В чем общность и различие между бессознательным и подсознательным?
19. Проблема бессознательного в учении Фрейда.
20. Фрейд о динамической схеме психики.
21. Учение Фрейда о первой и второй психологических системах.