Ключ к методике выявления установок на «свободу — власть», «труд — деньги»

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике — подсчитывается количество плюсов (ответов «Да» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма «плюсов» первой строки — «ориентация на труд» — обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки — «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей — это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свобода» и «деньги».

3. Сумма третьей строки — «ориентация на власть» — эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки — «ориентация на деньги» — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориентаций имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентаций интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях, при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показывает опыт, разногласия в социально-психологических установках вносит часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и будут предприняты попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, можно представить графически. Для этого необходимо начертить две взаимно перпендикулярные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентаций или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Занятие 9. Социально-психологическая диагностика
когнитивных и «Я»-характеристик личности:
самоотношений и отношений

Цель. Изучение интегральной характеристики когнитивной сферы личности — «Я-концепции», т.е. зеркального «Я». Диагностика
«Я»-характеристик личности: самоотношения, самооценки, уровня жизненных притязаний, локуса контроля.

Несмотря на то, что личностное «Я» (self) длительное время было центральным звеном интеракционистского подхода в социальной психологии, очень мало было сделано для непосредственного эмпирического исследования данного феномена. Это связано прежде всего с отсутствием согласия между исследователями в вопросе о том, к какому классу феноменов личностное «Я» должно быть отнесено операционально. В ряде случаев его обозначали как образ, концепцию, чувство интериоризации «я, смотрящее на самое себя» или просто личностное «Я». Одним из таких многочисленных обозначений личностного
«Я» были установки на себя (self-attitudes) (Kuhn M., McPartland T., 1954).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: