Тема 2. Конституционное право России как наука и учебная дисциплина

1. Понятие, предмет, функции и методология науки конституционного права

2. Источники науки конституционного права России

3. Система науки конституционного права России

4. Этапы формирования и развития науки конституционного права России

5. Учебный курс конституционного права России

Ключевые понятия: наука конституционного права, предмет науки, система науки, методология науки, источники науки конституционного права

Методические рекомендации по изучению темы

1. Понятие, предмет, функции, методология науки конституционного права

Изучении вопроса следует начать с анализа теоеретическиех подходов к определению науки конституционного права. Несмтря на разичия в определениях в основном и главном мнения ученых совпадают: наука конституционного права - система знаний об отрасли конституционного права.

Затем следует провести различие между отраслью права и наукой: нормы отрасли права регулируют отношения в статике, а наука изучает их в динамике; предмет науки шире, чем предмет одноименной отрасли, поскольку наряду с предметом отрасли, наука изучает также знание об этой отрасли: обращается к теоретическим проблемам, изучает процессы становления конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционных отношений, конституционного права, его норм и источников, формулирует понятия, анализирует историю формирования и развития знаний, науч­ные взгляды на отрасль и их эволюцию.

Устоявшейся классификации функций науки конституционного права на сегодня не выработано. Представляется наиболее оптимальной классификация Н.А. Михалевой применительно к конституционному праву зарубежных стран и СНГ: познавательная; практическая; прогностическая[24].

Наука кон­ституционного права для достижения результатов иссле­дования использует набор научных методов, которые условно можно разделить на: общенаучные, специ­альные и частные методы исследования. Философской основой методологии является диалектический метод. Для получения достоверных, обоснованных знаний необходимо использование всех или большинства методов в их совокупности. Применяя классификацию методов на­учного анализа, студенты должны определить особенности каждой группы, дать характеристику методов, привести примеры использования каждого из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: