Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерического подхода (греч. esoterikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель образования начал складываться в конце XIX века в теософских сочинениях Е. Бла-
ватской, эклектически объединивших оккультные учения Индии, учения Каббалы и христианство. Ее последователи, русский художник и мыслитель Николай Константинович Рерих (1874—1947) и его жена Елена Ивановна Рерих (1879— 1955) создали из набора идей теософии, буддизма и христианства некое всеобъемлющее учение «Живая этика» («Агни Йога»). Они восприняли основные положения восточных религий: идеи рождения и гибели Вселенной, отдельных мирон, реинкарнации кармы как закона судьбы, представление об особых отношениях учителя (махатмы) и ученика в духовной жизни. Одной из основных идей учения Рерихов является представление о духовной иерархии как основе духовной жизни, где каждый человек должен занимать то место, которого он достоин, и с помощью перевоплощений передвигаться вперед.
|
|
В ряду важнейших постулатов «Живой этики» — утверждение того, что мысли материальны: разумная сила царит в каждом феномене природы, и мысль человека действует на каждый материальный объект. Поэтому мыслящий человек никогда не одинок, его мысли позволяют получать из «Беспредельности» тождественный ответ. «Утонченное восприятие мысли даст вам возможность проникнуть в тайники Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению»25.
В качестве цели образования Рерихи рассматривают развитие «открытого сознания», то есть освобождение от всех предрассудков, от навязанных представлений. Открытое сознание позволит родиться собственным мыслям, утонченное восприятие поможет преодолеть нецелостность мира природы и мира человека, откроет возможность «спонтанной самотрансформации мира».
По мысли Рерихов, образование в России (а речь идет уже о советском периоде) должно, с одной стороны, обеспечивать своеобразный «духовный интернационал» (единство всех народов без различия культур и религий), а с другой — формировать патриотизм («Гибель России есть гибель всего мира», — писала Елена Рерих).
Эзотерическое понимание цели образования отстаивал и Рудольф Штайнер (1861—1925). Антропософское учение Р. Штайнера широко известно прежде всего, в связи с практической деятельностью вальдорфских школ. Ярко выраженная направленность вальдорфской педагогики на человека, на становление его личности, ее альтернатива государственному образованию нередко создает вокруг нее ореол самой выдающейся гуманистической системы образования.
|
|
Но вальдорфская система прочно выстроена на фундаменте антропософии, как ее определял сам автор этого учения Р. Штайнер, «духоведении» (науке о духе). Человек, по мысли Р. Штайнера, состоит из четырех ипостасей: физического тела, эфирного тела, астрального тела и «духовного Я». Первые три составляющие личности связаны с физической жизнью человека, его эмпирическим опытом. «Духовное Я» — это «запечатленные плоды проходящей жизни»; оно входит в эмпирическую жизнь человека при рождении, а после его смерти, пройдя определенные ступени очищения, воплощается в новом теле новорожденного младенца.
-------------
25 Письма Елены Рерих // Новое в мире науки и техники. Серия «Философия и жизнь». 1991. №7. С. 45.
Эта идея многократного перевоплощения одной и той же духовной сущности определяет понимание цели образования в антропософии: укрепление «естественной духовности» человека, развитие духовных сил, присущих его природе, «очищение души». Р. Штайнер убеждает, что образование человеку необходимо в той мере и с той целью, чтобы его эмпирическая жизнь («чувственное бытие») совершалась по закону кармы. «Духовное Я» уже несет в себе плоды действий и поступков прошлых жизней, уже определяет судьбу человека, а образование сможет направить его на совершение правильных действий и поступков, на преодоление дурной «духовной наследственности».
Р. Штайнер утверждает, что образование человека не может быть определено какими-либо «внешними» ориентирами, оно всегда направляется вечными ценностями, «живущими внутри» личности. Р. Штайнер пишет: «Эта деятельность изнутри может быть лишь идеалом, к которому стремятся. Достижение цели лежит в бесконечной дали. Но познающий должен иметь волю видеть этот путь. Это есть его воля к свободе. Ибо свобода есть поступок из самого себя. А из себя смеет поступать лишь тот, кто побуждения к действию черпает из вечного»26. Таким образом, Р. Штайнер и его последователи, стоящие на позиции антропософии, отрицают всякую социальную заданность цели образования и определяют ее потребностями внутреннего развития духовной природы человека. По их мнению, целевые ориентиры образованию задает сверхчувственный мир, поэтому детей следует с самого рождения готовить к «духовному восприятию», учить путем личного опыта осваивать «тайноведение». Но в начале XXI века далеко не все родители хотят видеть образование своих детей как инициацию «Великих духовных Руководящих Сил». Это одна из главных причин того, что вальдорфские школы по-прежнему остаются альтернативными частными организациями.
Попытка некоторых авторов строить цель образования в современной отечественной педагогике с эзотерических позиций рождается из стремления преодолеть тоталитарные ориентиры образования и обратиться к чему-то высокодуховному, одновременно научному и мистическому. Антропософия и рерихианство создают иллюзию причастности к мировой культуре, к «высшим силам и законам Вселенной», но (как всякая экзотика) малопригодны к основательному и глубокому совершенствованию нашего отечественного образования.