Структура и содержание внешнеторгового договора

В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и иных международных связей между организациями и фирмами различных государств заключается большое число договоров, которые чаще всего называются контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпадают, что требует определения права, подлежащего применению к такому договору с иностранными, или международными лицами. Другими словами, основу внешнеэкономического оборота составляют гражданско-правовые сделки, т.е. действия юридических лиц и граждан, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Внешнеэкономические сделки имеют свой обязательственный статус, т.е. установленные в их отношении обязательные правила, требования, закрепленные в правовых актах. Так, обязательственный статус внешнеэкономических сделок определяет сферу их действия: внешнеэкономическими являются сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а их содержанием являются операции по экспорту, импорту товара, товарообмену (бартеру), работы, услуги, результаты творческой деятельности.

Согласно п. 1.1. Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» внешнеторговый договор (контракт) - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

Контракты купли-продажи можно подразделить:

• в зависимости от характера поставки: на разовые и с периодической поставкой. Контракт с разовой поставкойпредусматривает поставку количества товара, согласованного сторонами, к установленной в нем дате; с периодической поставкой— регулярную периодическую поставку количества товара, согласованного сторонами на протяжении установленного срока;

• в зависимости от формы оплаты: с оплатой в денежной, товарной или смешанной форме. Контракт с оплатой в денежнойформе предусматривает расчет в валюте, согласованной сторонами, с применением оговоренных в нем способа и формы расчетов; с оплатой в товарнойформе — предусмотрен взаимный обмен товарами, но расчет в иностранной валюте не производится; в смешаннойформе — расчет производится как в товарной, так и денежной форме[1].

В международной торговой практике широко применяются типовые контракты.

Типовой контракт — примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обыкновений, принятых договаривающимися сторонами после того, как они были согласованы с условиями конкретной сделки. Такие контракты применяются чаще всего при закупках массовых сырьевых или продовольственных товаров, промышленного сырья на долгосрочной основе, стандартных видов машин и оборудования. Они удобны тем, что требуют значительно меньше времени на подготовку и позволяют быстро оформить сделку.

При составлении внешнеторгового контракта в первую очередь следует обратить внимание на требования к форме. Для внешнеэкономической сделки обязательна простая письменная форма, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 163 Гражданского кодекса Республики Беларусь несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность. В соответствии с пунктом 1 ст. 161 Гражданского кодекса сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. На практике при оформлении внешнеэкономической сделки необходимо заключение договора путем составления единого документа, выражающего волю сторон и ими подписанного.

Самое главное требование при составлении контракта – формулировки должны быть однозначными и не допускать двоякого толкования, а различные статьи контракта не должны противоречить друг другу. Иногда может показаться, что одно и то же положение контракта повторяется несколько раз, но в разных статьях – например, упоминание условий поставки товаров в соответствии с Инкотермс2000. На самом деле вызвано это необходимостью детально рассмотреть приводимые положения с разных точек зрения – цены товара, определения момента перехода права собственности, сдачи-приемки товара и т. д. И конечно, статьи контракта не должны противоречить законодательству стран, резидентами которых являются договаривающиеся стороны.

Термины, используемые во внешней торговле, надо знать и грамотно ими пользоваться. Знать приблизительно или догадываться о значении того или иного слова недостаточно, поскольку это может привести к разногласиям сторон. Так, зачастую путают продавца, отправителя товара и получателя платежа. Да, это может быть одно и то же лицо, но могут быть и три разных. И каждое из них выполняет свою функцию в сделке. И в результате неправильного употребления этих терминов деньги за товар могут перевести совсем не тому, кому следовало.

Структура контракта представляет собой расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия, каждое из которых является самостоятельным разделом и регулирует конкретный вопрос внешнеторговой сделки. Последовательность расположения контрактных условий в классическом контракте должна соответствовать принципу "от общего к частному": сначала располагаются условия, содержащие общие, исходные сведения, предмет договора цен, качество товара, затем условия, как практически осуществить сделку (сдача-приемка товаров, условия платежа, транспортные условия и др.).

Контракт купли-продажи может содержать 11—15 разделов, среди которых следующие:

1. Преамбула.

2. Предмет договора.

3. Цена и общая сумма договора.

4. Сроки поставки (базисные условия поставки).

5. Качество товара.

6. Условия платежа.

7. Упаковка и маркировка.

8. Сдача-приемка товара.

9. Рекламации.

10. Гарантии.

11. Штрафные санкции и возмещение убытков.

12. Страхование.

13. Обстоятельства непреодолимой силы.

14. Арбитраж.

15. Юридические адреса и подписи сторон.

Контрактные условия подразделяют на обязательные и дополнительные (существенные и несущественные). Наиболее важное значение имеют первые.

Обязательные условия контракта регулируют наиболее принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, поэтому они обязательно должны содержаться в тексте контракта, поскольку их неточное изложение или отсутствие приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой (наименование участников сделки, предмет контракта, количество товара, качество, сроки поставки, цена, условия платежа, санкции и рекламации, подписи сторон). Внешнеторговый контракт не должен ограничиваться набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся также дополнительныеусловия, которые призваны в максимальной степени облегчить исполнение сделки. Это такие разделы, как упаковка и маркировка, сдача-приемка товара, транспортные условия, гарантии, страхование, форс-мажорные обстоятельства, прочие условия.

С точки зрения универсальности условия контракта делят на индивидуальные и универсальные.

К индивидуальным, т.е. присущим только одному конкретному контракту, относятся: наименование сторон в преамбуле; предмет контракта; качество товара; количество товара; цена; сроки поставки; юридические адреса и подписи сторон.

К универсальным условиям, т.е. характерным для всех контрактов относятся:

сдача-приемка товара; базисные условия поставки; условия платежа; упаковка и маркировка; гарантии; санкции и рекламации; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж [1].

Рассмотрим подробнее некоторые разделы.

Преамбула предшествует тексту контракта и имеет обычно следующее содержание: наименование и номер контракта, место и дата его заключения, определение сторон, совершающих сделку. Соглашение сторон может носить название "Контракт", "Соглашение", "Общий (Генеральный) контракт", "Договор". Нумерация контрактов производится в соответствии с нормами делопроизводства на конкретном предприятии.

При определении сторон обычно указываются фирменные наименования, под которыми контрагенты зарегистрированы в торговом реестре своей страны, их правовое положение и местонахождение, а также наименование сторон в контракте (например, продавец и покупатель). По традиции первым указывается продавец товара, затем — покупатель.

Здесь важно обратить внимание на то, кто является лицом, уполномоченным подписывать контракт от имени фирмы. В законодательстве почти всех стран предусмотрены два варианта – либо руководитель фирмы, который действует на основании устава и ему не требуется никаких дополнительных полномочий, либо сотрудник фирмы, действующий на основании специальной доверенности. Во втором случае к контракту должна прикладываться копия доверенности, подписанной руководителем фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: