История как предмет философского анализа

Зародилась философия истории в эпоху античности в трудах Геродота и Фукидида. Сочинения первых историков человечества заложили основы научной парадигмы познания истории. В их трудах описывается человеческая деятельность, вскрываются причины ис­торического движения и его последствия. Аврелий Августин (354-430) создал философию божественного государства, нашедшую свое законченное выражение в христианской церкви. Философия истории Августина оказала решающее влияние на последующее тысячелетие, вплоть до XVIII века.

Выдающимися представителями (и наиболее ценными произведе­ниями) в философии истории являются Дж. Вико («Основания новой науки»), Ш.Л. Монтескье («О духе законов»), Г.Э. Лессинг («Мысли о воспитании рода человеческого»), И.Г. Гердер («Идеи о философии истории человечества»), Г.В.Ф. Гегель («Лекции по философии истории»), К. Маркс. Ф. Энгельс («Манифест коммунистической партии»). О. Шпенглер («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»). К. Ясперс («Смысл и назначение истории»), Р.Дж. Коллингвуд («Идея истории»), Н.А. Бердяев («Смысл истории») и другие.

В спектр философского осмысления истории традиционно вклю­чаются вопросы о смысле и направлении исторического процесса, начале и конце истории, а также проблемы выделения внутри истори­ческого развития существенных ступеней, фаз, эпох, специфики ис­торического знания, соотношения истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве. Сюда же следует отнести гносеологические и логико-методологические проблемы историчес­кой науки. Философия истории — это область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, фи­лософское истолкование и оценку истории.

Предметом философии истории выступает историческое измерение бытия человека. Объектом философского анализа является всемирная история в целом или же какой-либо сегмент человеческой истории. Важнейшими системами философии истории являются: теологическая, считающая движущей силой истории решение Бога; метафизическая философия истории, предполагающая основной силой трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия ис­тории, видящая основанием общественного развития духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая филосо­фия истории, в качестве основы рассматривающая природу человека, обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистичес­кая философия истории, обосновывающая экономические отношения в качестве источника общественного развития.

Немецкий идеализм видел в качестве господствующих в истории ме­тафизические силы и идеи. Человек трактовался вплетенным в эмпири­ческие и трансцендентальные события истории. Всю действительность Гегель считал историей, в которой господствует мировой разум. Для него история выступает как независящий от человека объективный процесс, сущность которого проявляется в трех последовательно сменяющих друг друга ступенях: первоначальной истории, рефлективной истории, философской истории. На ступени первоначальной истории исследователь является свидетелем описываемой эпохи, проникнутый ее духом и в силу этого неспособный уловить суть исторического. На уровне рефлективной истории мыслитель осуществляет историческую реконструкцию, находясь в современной ему духовной ситуации, ис­поведующей иные ценности. На ступени философской истории толь­ко и возможно понять сущность истории и интерпретировать исто­рический процесс как целостность, развивающуюся во времени по определенной логике. По Гегелю, философия истории предстает адек­ватным знанием истории, действительной наукой, т.к. именно в ней логическое совпадает с историческим. Сущность истории видится не­мецкому философу в обеспечении реализации человеческой свободы в области духа, сознания.

Марксистская версия сущности истории сводится к тому, что она обеспечивает процесс перехода человека «из царства необходимости в царство свободы», то есть выступает средством воплощения потенциа­ла свободы. Деятельность людей по своему освобождению происходит в сфере материального производства. Отсюда следует, что сущность исторического процесса заключается в законах, регламентирующих развитие и смену способов производства.

Натуралистическая философия истории в лице В. Вундта (1832— 1920), Г. Мюнстенберга (1863-1916), В. Дильтея (1833-1911) сущность истории усматривала в психике людей, определяющих ход истории. Выяснить истинные мотивы под силу только психологии, которая и является истинной историей.

Исследователей истории всегда интересуют вопросы существова­ния и выявления исторических законов, с помощью которых возмож­но осуществить некую классификацию и периодизацию ее структуры и развития. Данная тенденция проистекает из наук о природе, которые объясняют и предсказывают естественнонаучные факты на основе научных законов. Единство законов общественного развития и законов природы заключается в их объективном характере. Действие законов природы и социального развития невозможно отменить.

Одной из важнейших проблем философии истории является обоснование субъектов истории. Среди главных действующих субъектов называются личность, отдельные социальные общности, элита общества, классы, народ. В каждом типе философии истории данная проблема решается по-своему. Так, Г.В. Плеханов (1856-1918), разрабатывая теорию личности в истории, пришел к выводу, что «великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» (Избр. филос. произведения., М. Т.2. С. 333). Проблема личности в марксизме свое конкретное содержание получила в анализе роли народных масс, классов, партий, вождей и руководите­лей. Деятельность личности протекает в конкретной исторической обстановке борьбы классов и политических партий, членом которых является конкретная личность. Партии, в свою очередь, выдвигают политических руководителей и вождей своего класса, которые как бы персонифицируют борьбу различных групп общества. Деятельность лидера зависит от возглавляемой им социальной общности. Эффек­тивность общественной деятельности партии зависит от качеств их руководителя, его способности глубоко понимать происходящие про­цессы, предвидеть события, учитывать расстановку сил, умения формулировать и ставить реальные задачи и цели движения, руководить их реализацией. Отдавая должное лидерам, марксизм вместе с тем в теории решительным образом выступает против культа личности.

В западной философии главное действующее лицо истории - аб­солютное «Я» (М. Штирнер), «великие личности» (Т. Карлейль), «сверхчеловек» (Ф. Ницше), «творческая элита» (В. Парето, Г. Моска), «технократическая или управленческая элита» (Дж. Бернхем, Г. Лассуэл) и «выдающиеся личности» в современных теориях лидерства. К. Ясперс (1883-1969), исследуя проблему субъектов истории, проти­вопоставлял личность народу как усредненной, безличностной массе.

Л.Н. Гумилев (1912-1992) разработал теорию пассионарных (нем. Раssion — страсть, увлечение) личностей и показал их влияние на эт­нические и иные коллективы, роль в истории. Ученый отмечал, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Каждый из субъектов в свое время на своем месте в определенных условиях творит историю. Роль личности становится огромной в тех случаях, когда она выражает запросы времени. Элита творит историю тем, что задает уровень культуры и профессионализма своего общества. Классы, народ являются создателями материальных ценностей, основной силой социальных преобразований, носителем языка, культуры. В зависимости от того, как определяется роль человека и социальной общности в истории, приня­то выделять индивидуалистическую и коллективистскую философию истории. Наряду с ними существуют фаталистическая (детерминист­ская) и активистическая (индетерминистская) философия истории.

Философия истории решает и такую задачу, как хронологическое и процессуальное членение исторической жизни. Представление исто­рии, состоящей из эпох, этапов, стадий как относительно самостоя­тельных в содержательном смысле частей дает возможность показать ее как упорядоченный процесс. Философии истории свойственно ре­шение задачи по выявлению форм протекания истории. Предполага­ется, что история принимает наиболее часто формы линии, круга, спи­рали, либо какие-нибудь иные. Первый методологический подход представляет отношение между прошлым, настоящим и будущим в качестве линейно направленного развертывания. Вариант кругового развития означает отсутствие принципиальной новизны. В условиях спиралевидной формы исторической жизни происходит соединение линейнообразного и кругообразного движения. Возможны и другие варианты фигур протекания истории. Греки представляли мир как за­вершенный Космос, которому присуща гармония и цикличность, по­этому и историю они трактовали в виде кругового движения — обра­за вечности и временности. Для христианской философии истории характерно линейное развитие истории. В европейской философии истории XX века развивается идея локальных цивилизаций, кото­рые обладают своеобразными особенностями и не выстраиваются в единую историю.

Признание существования цели истории требует рассмотрения про­блемы общественного прогресса и его критериев. В зависимости от того, приближается или удаляется исторический процесс от своей ко­нечной цели, говорится о прогрессивном или регрессивном развитии. Понятия прогресса и регресса являются оценочными, в основе их определения лежит операция сравнения состояний, стадий, ступеней. В качестве критерия используется обозначенная цель истории. По мне­нию К. Ясперса, целями истории следует считать: цивилизацию и гуманизацию человека, свободу и сознание свободы, величие человека, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь, открытие бытия в человеке, постижение бытия в его глубинах, открытие божества. (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 263). Принание существования прогресса является важной мировоззренческой идеей. Важным аспектом исторического прогресса выступает научно-технический прогресс как средство достижения цели истории. Вера в возможности научно-технического прогресса нашла свою опо­ру в философии Просвещения и диалектическом материализме. Дан­ной веры в настоящее время придерживаются, должны придерживаться широкие массы, т.к. противоестественно жить без надежд на будущее. Оптимизм народа основывается на том, что человечество находится в переходном состоянии. Есть все предпосылки к тому, чтобы устранить противоречие между господством над природой современной техни­ки, технологий и отставанием развития моральных качеств человека через его воспитание в интересах установления на Земле новой гармо­нии между материальными и духовными силами.

В философии и культурологии содержится огромный мировоззрен­ческий гуманистический потенциал, который при востребованности в состоянии превратиться в один из факторов духовного возрождения России. Философия в мировоззрении человека способна выступать в качестве основы современной научной картины мира, интеграции зна­ний. Философия предлагает человеку ответы на основные мировоз­зренческие вопросы. Овладение философской культурой является обязательным условием мировоззренческой подготовки.

Завершение истории является традиционной проблемой филосо­фии истории. В понятие «конец истории» вкладывается несколько смысловых значений: реализация смысла истории, его полная объек­тивация; свершение апокалиптических (от греч. ароkalipsis — откро­вение) пророчеств; достижение некоего стабильного состояния общества. Данная проблема приобрела особую актуальность в среде философов, социологов и культурологов, исследующих западноевро­пейскую цивилизацию накануне завершения текущих столетия и ты­сячелетия. Ожидание гибели — основной лейтмотив современной за­падной философии истории. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец — эти слова и подобные им наполнили практически все иссле­дования по истории культуры. Идея апокалипсического конца исто­рии связывается с устаревшим общественным строем, со старой сис­темой организации экономики, с изжившей системой ценностей и, в целом, со всей культурой западной цивилизации.

Основной причиной сложившегося цивилизационного кризиса считается несовпадение, рассогласование прогресса науки, техноло­гии, культуры, талантов, способностей и вкусов с уровнем развития человеческой морали. Социальное мышление и общественные уч­реждения хронически не успевают, не соответствуют динамичному научно-техническому прогрессу. В XX веке человечество разочаровалось в двух стержневых мировоззренческих идеях - вере во всемогу­щество науки и техники и в возможность построения справедливого общества для большинства людей. Разрыв между рационалистическим, научным и гуманистическим, собственно человеческим компонента­ми мировоззрения человека приобрел угрожающие размеры. Отноше­ние человека к окружающей его природе, обществу и самому себе объективно ставит целый спектр мировоззренческих вопросов. Необ­ходима корректировка существующих идеалов, ценностей, принципов, смысла жизни человека, которые привели его к принявшей довольно четкие очертания угрозы гибели, исходящей из нарастающих общече­ловеческих глобальных проблем. Нужна новая мировоззренческая па­радигма выживания в современных условиях.

Концепция единой мировой истории родилась в лоне христианства. Суть концепции сводится к особой всемирно-исторической схеме в форме преемственности носителей истинного христианства: Рим – Константинополь — Москва (Третий Рим). В дальнейшем религиоз­ная модель трансформировалась в метафизическую и рационалисти­ческую. Рационалистическая концепция истории одними ее сторон­никами трактовалась как основа накопления опытного знания, научно-технического прогресса. Другие видели в ней, прежде всего, борьбу против теологического суеверия и создания общественного устройства на рационалистической основе. Третьи же усматривали в ней гуманизацию человечества и утверждение свободы в обществе. Буду­чи раскритикованной на стыке ХIХ-ХХ веков, данная концепция в настоящее время переживает некий ренессанс. Среди гуманитариев, философов вновь заговорили о единой мировой истории в связи с по­явлением целого спектра общецивилизационных признаков.

Общецивилизационная основа современных общественных систем имеет вполне реальное содержание в сфере отношений общества с окружающей действительностью в виде достигнутого уровня матери­альных и интеллектуальных производительных сил, характеризующих способность человека воспроизводить условия своего существования и прогресса. В сфере экономики цивилизационная база современного общества включает в себя систему товарно-денежных отношений, наличие рынка. В политической сфере в общецивилизованную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм, представляющих собой завоевание всей человеческой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере обшецивилизационные ценности - это великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества живших и живущих поколений. В нравственной сфере к общецивилизационным ценностям относятся веками выработанные нормы гуманного поведения, законы порядочности во взаимоотношениях людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: