Цель: определение уровня логичности в рассуждениях.
Испытуемому предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.
Материал:
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3. Некоторые западные страны – члены НАТО. Монако – западная страна. Следовательно, Монако – член НАТО.
4. Все Герои России награждались орденом Мужества. Иванов награжден орденом Мужества. Следовательно, Иванов – Герой России.
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.
|
|
7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.
10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.
12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
13. Все студенты 3-го курса сдали зачет по физкультуре. Володя сдал зачет по физкультуре. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.
14. Некоторые европейские страны входят в Европейский Союз. Беларусь – европейская страна. Следовательно, Беларусь входит в Европейский союз.
Обработка результатов:
Номера умозаключений, которые следует признать верными 1,8,9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице.
Количество ошибок | Баллы | Уровень логичности |
Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях | ||
Хороший уровень логичности | ||
2-3 | Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях | |
4-6 | Низкая логичность, частные логические ошибки |