Методические рекомендации. При посещении урока эти позиции должны стать средством психологической оценки взаимодей­ствий

При посещении урока эти позиции должны стать средством психологической оценки взаимодей­ствий. Для наглядности рекомендуется вести запись урока на левой и правой страницах тетради (см. таблицу 1). Во второй строке правой части даны сокращен­ные названия наших позиций.

Рекомендуется в самом общем плане отразить все взаимодействия учителя с учащимися на уроке, как это сделано в табли­це 2. Так, в приведенном случае урок предстает перед на­ми с явным преобладанием эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (0+6+9+1=16) относительно положительных (2+0+2+0=4). По позициям ПЧ и ОМ и УР показатели нулевые. Судя по всему, педагог не был эффективен в общении.

Таблица 1

Поведение, действия Позиции анализа
учителя учащихся AM ПЧ ВУ ОМ УР ВН ДВ KB
Н.И. уверенно вошла в класс. «Добрый день!.. Наверное, и Си­монов со мной сейчас поздоровается». Гово­рит, что ей понрави­лось, как ребята на прошлом уроке реша­ли задачи, хотя среди них были и трудные. «Думаю, мы с вами го­товы начать урок по те­ме "Расположение пря­мой относительно..." "Сергей, выйди к дос­ке. Запиши тему"». Далее скажу о том, что в решении многих гео­метрических задач... Дружно вста­ли, за исклю­чением одного Симонов под­нялся Слушали вни­мательно Выходит, пи­шет       ѵ     ѵ     ѵ  

Всякая схема огрубляет действительность, поэтому важен качественный анализ взаимо­действий учителя и учащихся. Уровень этого анализа будет существенно зависеть от богатства рассуждений студента, их обоснованности ссылками на конкретные факты взаимодей­ствия, события урока, отраженные в его записи, от их соот­несенности с уроком в целом.

Таблица 2

AM ПЧ ВУ ОМ УР ВН ДВ KB
          ѵ ѵ  
            ѵ  
    ѵ     ѵ    
            ѵ  
            ѵ  
ѵ              
          ѵ   ѵ
    ѵ     ѵ    
            ѵ  
ѵ           ѵ  
          ѵ ѵ  
            ѵ  
          ѵ ѵ  
               

Посещение урока осуществляется с целью анализа педагогического общения и означает сосредоточенность в первую очередь на данном аспекте уро­ка, специальную регистрацию фактов, к нему относящихся, наличие установки на оценку урока в данном аспекте.

Первое слово при обсуждении урока студента полезно предоставить его автору. Речь идет о профессиональной рефлексии автора урока: насколько обстоятельно он может проанализировать свое общение с детьми, насколько открыт для анализа собственных просчетов, насколько конструктивен в восприятии пожеланий и др. Особенности этой рефлексии также надо оценить.

Далее следует сделать выводы о посещенном уроке, в ко­торых будут представлены основные обобщения, оценки и пожелания автору урока, данные о его профессиональной рефлексии.

ЛИТЕРАТУРА

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учаще­гося //Вопросы психологии. — 1980. — № 5.

Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивиду­ального стиля педагогического общения // Вопросы психо­логии. — 1990. — № 2.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психо­логии // Вопросы психологии. — 1979. — № 8.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.

Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

1. Дневник наблюдения за школьником.

2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).

3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.

Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончании практики на кафедру психологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: