При посещении урока эти позиции должны стать средством психологической оценки взаимодействий. Для наглядности рекомендуется вести запись урока на левой и правой страницах тетради (см. таблицу 1). Во второй строке правой части даны сокращенные названия наших позиций.
Рекомендуется в самом общем плане отразить все взаимодействия учителя с учащимися на уроке, как это сделано в таблице 2. Так, в приведенном случае урок предстает перед нами с явным преобладанием эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (0+6+9+1=16) относительно положительных (2+0+2+0=4). По позициям ПЧ и ОМ и УР показатели нулевые. Судя по всему, педагог не был эффективен в общении.
Таблица 1
Поведение, действия | Позиции анализа | ||||||||
учителя | учащихся | AM | ПЧ | ВУ | ОМ | УР | ВН | ДВ | KB |
Н.И. уверенно вошла в класс. «Добрый день!.. Наверное, и Симонов со мной сейчас поздоровается». Говорит, что ей понравилось, как ребята на прошлом уроке решали задачи, хотя среди них были и трудные. «Думаю, мы с вами готовы начать урок по теме "Расположение прямой относительно..." "Сергей, выйди к доске. Запиши тему"». Далее скажу о том, что в решении многих геометрических задач... | Дружно встали, за исключением одного Симонов поднялся Слушали внимательно Выходит, пишет | ѵ | ѵ | ѵ |
Всякая схема огрубляет действительность, поэтому важен качественный анализ взаимодействий учителя и учащихся. Уровень этого анализа будет существенно зависеть от богатства рассуждений студента, их обоснованности ссылками на конкретные факты взаимодействия, события урока, отраженные в его записи, от их соотнесенности с уроком в целом.
|
|
Таблица 2
AM | ПЧ | ВУ | ОМ | УР | ВН | ДВ | KB |
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | |||||||
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | |||||||
ѵ | |||||||
ѵ | |||||||
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | |||||||
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | ѵ | ||||||
ѵ | |||||||
ѵ | ѵ | ||||||
Посещение урока осуществляется с целью анализа педагогического общения и означает сосредоточенность в первую очередь на данном аспекте урока, специальную регистрацию фактов, к нему относящихся, наличие установки на оценку урока в данном аспекте.
Первое слово при обсуждении урока студента полезно предоставить его автору. Речь идет о профессиональной рефлексии автора урока: насколько обстоятельно он может проанализировать свое общение с детьми, насколько открыт для анализа собственных просчетов, насколько конструктивен в восприятии пожеланий и др. Особенности этой рефлексии также надо оценить.
|
|
Далее следует сделать выводы о посещенном уроке, в которых будут представлены основные обобщения, оценки и пожелания автору урока, данные о его профессиональной рефлексии.
ЛИТЕРАТУРА
Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. — 1980. — № 5.
Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. — 1990. — № 2.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии. — 1979. — № 8.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.
Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Дневник наблюдения за школьником.
2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).
3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.
Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончании практики на кафедру психологии.