…11. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую…
17. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать как полагается; ведь это ему [обеспечивает] достижение цели.
18. В этом мире следует жить, приводя платье, речь и мышление в соответствие с возрастом, родом деятельности, богатством, священным знанием и родовитостью…
…29. Пусть ни один гость не пребывает в его доме [доме дваждырожденного], не будучи почтённым, как только возможно, сиденьем, пищей, ложем, водой или кореньями и плодами.
…61. Не следует проживать в стране шудр (шудрараджья)[26], в обитаемой людьми нечестивыми, в завоеванной еретиками[27], в изобилующей людьми низкорожденными.[28]
…87. Кто принимает дары от царя жадного, действующего вопреки предписаниям шастр, тот последовательно идет в двадцать один ад...
…138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.
|
|
…159. Надо тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, но что зависит от своей воли, надо исполнять ревностно…
…118. Нужно знать, что когда разбойники нападают на деревню…
…133. Пусть [дваждырожденный] не обнаруживает особого внимания ни к врагу, ни к другу врага, ни к бессовестному вору, ни к жене другого:
134. ведь среди людей неизвестно ничего столь же вредящего долголетию, как для мужчины в этом мире такое ухаживание за чужой женой…
164. Нельзя поднимать палку на другого, разгневанный пусть не бьет его; иначе [обстоит дело] в отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления.
165. Дважды рожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра.
…167. Человек, пролив по недоразумению кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению…
…173. Если [наказание падает] не на самого [преступника, то] на сыновей, если не на сыновей, [то] на внуков; но совершенная дхарма не остается без последствий для совершающего [её].
…188. Неучёный, принимающий в дар золото, землю (бхуми)[29], лошадь, коровье масло, становится прахом, как дерево…
…202. Присваивающий повозку, ложе, сиденье, колодец, сад, дом другого, не данные [ему добровольно], принимает на себя четвёртую часть греха…
253. Испольщик (ардхика), друг семьи, пастух (гопала), раб (даса), цирюльник – они среди шудр те, чью пищу можно есть, также и тот, кто нанимается.
254. Пусть [последний] объявляет о себе, что он собой представляет, какого рода работу желает исполнять и где может быть использован.
255. Кто говорит добродетельным людям о себе противное истине, тот в этом мире самый крайний злодей; он – вор, обкрадывающий самого себя.
256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.
…260…
Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, четвёртая глава.