Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы по каким-либо существенным признакам. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание при организации справочно-информационного обслуживания.
Известны различные подходы к классификации информационных потребностей, основанные на выделении присущих им признаков.
При одинаковых условиях деятельности, возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).
|
|
Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Практически не бывает полностью объективных информационных потребностей, так как информационная потребность - это представление субъекта о неизвестной информации. Иначе говоря, это только в большей или меньшей степени правильное, точное и полное представление о том, какая информация необходима субъекту. Если бы эта информация ему была известна, то никакой информационной потребности не возникло.
Таким образом, объективное и субъективное - это определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для того чтобы измерить степень объективности и субъективности информационных потребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, а затем сопоставить представления субъекта об этой информации с самой информацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации для решения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые не соответствуют - субъективные.
Все информационные потребности имеют общественный, а не естественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные, коллективные и индивидуальные).
При изучении информационной потребности необходимо рассматривать не отдельную личность и ее поведение, а формы социальной деятельности и социальные отношения, присущие общественной системе в целом. В общем случае носителем потребности в информации выступает общество, поэтому потребность в информации характеризуется как общественная потребность или общественная информационная потребность. Понятие личности как носителя потребности вводится на основе представления об элементе системы. С этой точки зрения личность рассматривается в качестве элементарного носителя общественной информационной потребности.
|
|
Потребность личности характеризуется ее самосознанием, уровне интеллектуального развития, способностью к творчеству. Кроме того, потребность обусловлена личной культурой, личными информационными способностями и возможностями. В основе личной потребности лежит базовый факт, значимый для сферы личной жизни.
Под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.
Между коллективными информационными потребностями, которые возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными, возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективный характер.
Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие виды потребностей в информации: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.).
Поскольку информационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но и других видах деятельности, важно учитывать и так называемые «личностные» потребности, т. е. не связанные с его профессиональной деятельностью.