Работа учащихся с учебными и научными текстами

3.1.Учебный текст как средство обучения. Внешняя и внутренняя формы учебного текста

Наиболее полно система предметных знаний выражена в научных и учебных текстах. Однако знания здесь содержатся не в своём «чистом» виде, а в языковой «упаковке».

Одним из основных свойств текста является единство его внешней и внутренней формы. При этом под внешней формой подразумевается совокупность языковых средств.

Внутренняя форма – это то, что должно быть осмыслено и понято при прочтении. (рис.5)

       
   


Рис. 5. Формы текстов

Содержание текста представляет собой непосредственный результат понимания и соответствует денотативному уровню отражения. Денотат - смысловой кусок текста.

Методика построения денотатной структуры текста включает в себя, во-первых, выделение «ключевых» элементов текста как наиболее важных для понимания, которые выделяются не на уровне отдельных слов, а на уровне смысловых единиц содержания.

«Тема - это свёрнутое содержание, которое сопоставимо с замыслом» (Новиков, с 23).

Развёрнутость текста находит своё выражение в количестве непосредственных отношений главного предмета с другими предметами, выступающими в роли аспектов его описания, которые можно назвать подтемами а также в количестве уровней опосредованных отношений с другими второстепенными предметами, выступающими в роли микротем (Новиков А.И., 1983, Тарасов Е.Ф., 1989),. Таким образом, развёрнутость текста означает, что содержание главного предмета раскрывается за счет конкретизации элементов его описания.

Последовательность текста означает порядок распределения микротем, который определяется законами логики и обеспечивает развёртывание замысла в текст. Процесс развития мысли в тексте сопровождается сравнением, противопоставлением, аргументацией, которые подчиняются логическим правилам и определяют необходимую последовательность элементов текста. Эта последовательность обеспечивает доказательность (выводимость одного положения из другого) и непротиворечивость высказываний (Новиков, 1983, с.25).

Связность текста осуществляется на разных уровнях его организации: на уровне слов, предложений, отдельных его фрагментов. Связность обеспечивается внешними и внутренними средствами связи. Внешние связи имеют формальные показатели, выраженные грамматическими и лексическими средствами. Внутренняя связь имеет глобальный характер и функционирует на всём пространстве текста и обеспечивает ход мысли (Дейк Т.А., 1988, Жинкин Н.И.).

Законченность текста не имеет формальных показателей, она определяется на содержательном уровне. Если замысел автора реализован полностью, тема раскрыта и выделена в полном объеме текст считается законченным. Глубинная перспектива текста: «переход от внешней формы текста к внутренней составляет его глубинную перспективу, проходящую через различные этапы этого процесса» (Новков, 1983,с.30). Вышеперечисленные характеристики способствуют формированию целостного образа содержания, соответствующего замыслу автора, при восприятии и понимании текста.

Статика и динамика текста. Текст имеет два состояния: статическое и динамическое. «Статическое состояние соответствует тексту, рассматриваемому как некоторый результат, продукт речемыслительной деятельности. Динамическое состояние - это текст в процессе его порождения, восприятия и понимания». Понимание текста как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы (материальная форма текста), которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием текста, базирующимися на активной интеллектуальной переработке воспринимаемого материала (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл (Зимняя И.А., 1991). Краткие характеристики учебного текста представлены в таблице 2.

Табл. 2. Характеристики научного или учебного текста

Характеристики научного или учебного текста
Развёрнутость Выражается в количестве непосредственных отношений главного предмета изучения с аспектами его описания, а также в количестве отношений с другими предметами, выступающими в роли микротем.
Последовательность Означает порядок распределения микротем, который определяется законами логики и обеспечивает развёртывание замысла в текст. Эта последовательность обеспечивает доказательность (выводимость одного положения из другого) и непротиворечивость высказываний.
Связность Связность обеспечивается внешними и внутренними средствами связи. Выражается в логической связи между денотатами, организации текста на уровне слов, предложений, отдельных его фрагментов.
Законченность Не имеет формальных показателей, выражается в реализации замысла автора, полном раскрытии темы
Глубинная перспектива Определяется этапами процесса перехода от внешней формы текста к внутренней.
Статика Соответствует тексту, рассматриваемому как некоторый результат, продукт речемыслительной деятельности
Динамика Выражается процессом порождения текста, его восприятием и пониманием

С понятием "учебный материал" тесно связаны понятия сложности, трудности,

доступности изучаемого материала при восприятии его учащимися.

Сложность является объективной характеристикой, зависящей от структуры учебного материала (Сохор А.М., 1967). Сложность определяется количеством слов, строк, символов в тексте, числом элементарных и составных объектов, наличием связей между элементами и т.д.

Трудность - совокупность субъективных факторов, выражающих особенности деятельности обучаемого. Сложность учебного материала и его трудность не всегда связаны между собой прямо пропорционально: для способного ученика сложный материал может быть легким, а для слабого ученика несложный материал - трудным.

По А.М. Сохору, под доступностью учебного материала понимается различие в понимании одного и того же материала при различных способах его изложения (Сохор А.М., 1967). Доступность выступает регулятором меры трудности в усвоении учащимися нового материала. При этом принцип доступности рассматривается как принцип посильной трудности. Доступным считается то содержание учебного материала, которое создает перед учащимися преодолимые трудности, не вызывая перенапряжения физических и умственных сил. Доступность учебного материала зависит от многих факторов: от объёма учебной темы, способа её изложения, от предшествующей подготовки учащихся, от применения средств наглядности и т.д.. В настоящее время в дидактике не до конца выделены педагогические условия, дидактические приёмы, позволяющие регулировать доступность учебного материала для учащихся.

       
   
 
Сложность определяется количеством слов, строк, символов в тексте, числом элементарных и составных объектов, наличием связей между элементами и т.д.
 


 
 
Трудность- совокупность субъективных факторов, выражающих особенности деятельности обучаемого.


Рис.3. Характеристики учебного текста

Особенностями научных и учебных текстов являются:

- экономия языковых средств;

- предикативность;

-формализация;

-обезличивание;

Основная функция научного языка – сообщение научной информации. Эта информация воспринимается умом – умственным планом сознания и требует экономичной словесной упаковки - минимального количества слов с использованием экономичных конструкций предложений. Такую конструкцию предложений обеспечивает предикативность. Научный язык – это сухой язык с использованием однотипных конструкций предложений, в отличие от литературного языка или языка поэзии, миссия которого - воздействие на эмоциональную сферу человека и стремящихся использовать в своем арсенале максимальное количество языковых средств, т.е. стереотипность считается плохим тоном.

Предикативность составляет ведущую стилеобразующую черту языка научного текста (Кузьмина Е,С., 2002, с.146). Предикат - элемент простого суждения, обозначающий какой-либо признак (свойство) субъекта. Субъект – это предмет о котором идёт речь.

Предикат (от лат. praedicatum - сказуемое) - то, что высказывается о субъекте; то, что говорится о предмете речи (субъекте). Предикативное высказывание - высказывание, содержащее предикат. Предикативная связь - атрибутивная связь, обозначающая, что предмету (субъекту) присущ определенный признак. При этом субъект суждения, как правило, отождествлялся с грамматическим подлежащим, а предикат — с именной частью грамматического сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным: "материя протяженна»; «физическая величина равная…»; «сила прямопропорциональная…» и т.д. (Филос. Словарь, 2001)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: