Тема 1. Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания

Самоходными скреперами называют горные машины прерыв­ного действия, предназначенные для соскребания или срезаниягорной массы, перемещения ее на некоторое расстояние в ковше, разгрузки и разравнивания. В отличие от бульдозера самоходные скреперы перемещают груз толканием-волочением только в период зачерпывания или разгрузки, одновременно разравнивая его, а транспортирование груза производят в ковше. Благодаря этому в сравнении с бульдозерами самоходные скреперы перемещают груз на значительно большие расстояния, обычно достигающие 300 м, а в отдельных случаях – 500 м.

По конструктивному исполнению самоходные, или колесные, скреперы подразделяют на машины для работы на поверхности и в подземных условиях. При этом на открытых работах и на поверхности шахт колесные скреперы получили широкое распро­странение как землеройно-транспортные машины, а на подземных работах их применяют в основном в очистных забоях. Соответ­ственно назначению и условиям применения емкость ковша у скре­перов, используемых на открытых работах, изменяется от 1,5 до 50 м3, а у подземных она не превышает 3 м3.

Колесный скрепер состоит из рамы 1 (рис. VI.4), ходового оборудования 2, прицепного устройства 3, ковша 4, заслонки 5 ковша и механизмов управления 6. Исполнительным органом ко­лесного скрепера является ковш 4, который в начале заполнения опускается вниз до необходимого заглубления в почву, и его перед­няя заслонка 5 при этом приподнимается. По мере движе­ния колесного скрепера вперед ковш заполняется срезаемым грунтом.

Подземные скреперы всегда выполняются самоходными и в значительной мере повторяют конструкции подземных бульдо­зеров, которые при небольших длинах доставки успешно заменяют скреперы. Для доставки горной массы на большие расстояния проектируются специальные подземные скреперы, состоящие из ходовой части гусеничного или колесного типа (аналогично приме­няемой на бульдозерах), ковша (навешивается вместо отвала буль­дозера) и системы управления. Подземные самоходные скреперы только начинают внедряться на рудниках и находят применение в основном на очистных работах. Поскольку машины этого типа выполняют функции погрузки и доставки горной массы, их иногда называют погрузочно-доставочными с совмещенным органом по­грузки и доставки. Более мощные машины данного типа выпол­няют по аналогичной схеме, но с различным конструктивным оформлением рабочего и ходового оборудования и большими емкостью, мощностью и грузоподъемностью. Так, машины ДК2,8 и ДК2.8Д массой около 20 т, предназначенные для работы в выра­ботках сечением не менее 14 м2, выполняют с ковшом емкостью 2,8 и 5 м3.

Эксплуатационная производительность Qэ (тч) скрепера может быть определена по формуле

где V – геометрическая емкость ковша скрепера, м3; k н = 0,6÷1,25 — коэффициент наполнения ковша; k и – коэффициент использозания скрепера; kр 1,1÷1,4— коэффициент разрыхле­ния горной массы; γ – плотность горной массы, т/м3.

Продолжительность цикла работы скрепера

,

где l 1, l 2, l 3, l 4 – отрезки пути соответственно при заполнении ковша, транспортировании породы, разгрузке ковша и движении порожнего скрепера, м; v 1, v 2, v 3, v 4 – скорости движения соот­ветственно при заполнении скрепера, груженого скрепера, при разгрузке и порожнего скрепера, м/с; t o – время, затрачиваемое на неучтенные операции, с.

Особенности эксплуатации и правила техники безопасности во время ремонта подземных скреперов в значительной мере такие же, как и у бульдозеров. Помимо этого, запрещается нака­чивать шины воздухом сверх разрешаемого максимального давле­ния, а разбирать и собирать колеса следует только после того, как давление будет понижено. Категорически запрещена перевозка людей в ковше скрепера.

Рис. VI.4. Рабочее оборудование колесного скрепера

Тема 1. Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания.

Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», знать основные понятия, разделы, методы.

Здравоохранение в наиболее общем виде представляет собой сложную общественную динамическую, функциональную, открытую и адаптивную систему, которую общество на каждом этапе своего развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.

Общественные мероприятия по охране здоровья в истории человечества стали проводиться с появлением государства. Они видоизменялись в зависимости от смены общественно-экономических формаций, изменений способа производства и производственных отношений, государственного строя.

Общественное здравоохранение (public health system) – система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Предметом общественного здравоохранения является изучение влияния общественных условий жизни на здоровье и медицинское обслуживание населения. Методологической основой общественного здравоохранения является системный подход к определению и изучению общественного здоровья.

Следует отметить, что определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях.

Здоровье (health), согласно Уставу ВОЗ (1948 г.), – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Как следует из определения, в характеристике здоровья объединены три компонента: физическое (биологическое), психическое (душевное) и социальное здоровье.

Физическое здоровье (physical health) – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Психическое здоровье (mental health) – состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Социальное здоровье (social health) – мера социальной адаптации человека, определяемая его местом и ролью в обществе.

Когда мы говорим о состоянии здоровья, то имеем в виду гармоничное сочетание всех трех компонентов. Следствием нарушения одного из них является дисгармония и, в конечном итоге, болезнь.

По определению ВОЗ, болезнь (illness) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные (адаптационные) возможности организма.

Различают несколько уровней здоровья:

индивидуальное здоровье – здоровье человека;

групповое здоровье – совокупность характеристик здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку: семья, трудовые коллективы, студенчество и др.;

региональное здоровье – совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории);

общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

ВОЗ признает, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

На ХХХ сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (1977 г.) важнейшей социальной задачей было провозглашено: «Достижение к 2000 г. всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». На решение поставленной задачи направлена политика ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for all).

Позже принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» (1999 г.). Стратегия «Здоровья для всех в 21-ом столетии» реализуется в каждой стране различно в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем здравоохранения.

История общественного здравоохранения в советском Казахстане отражает основные этапы развития государственного социализма в СССР. С момента установления Советской власти основной задачей государственного здравоохранения была поставлена теоретическая и практическая разработка профилактических принципов здравоохранения. В центре внимания также было обеспечение населения бесплатной общедоступной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны все внимание было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и развертывания тыловых госпиталей. В послевоенные годы нашли отражение задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией санитарных последствий. В дальнейшие годы научно-практические интересы отвечали идеологии социалистического строительства, среди которых наиболее масштабными были мероприятия по всеобщей диспансеризации населения.

На состоявшейся в Алма-Ате в 1978 г. Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ система социалистического здравоохранения (модель Н.А. Семашко) получила мировое признание, а принятая Алма-Атинская декларация провозглашена Великой Хартией здравоохранения ХХ века.

С приобретением суверенитета и формированием рыночных отношений общественное здравоохранение в Казахстане претерпело ряд кардинальных изменений. Современный период можно определить как этап ускоренной модернизации системы здравоохранения, включая переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Rower Point».

Литература:

1.Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2.Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

3.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение общественному здоровью и здравоохранению

2.Перечислите компоненты здоровья.

3.Укажите уровни здоровья.

4.Назовите основные разделы дисциплины.

5.Перечислите основные методы дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: