Выпускной ринг

Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм раБотыI с детьми. По яр­кости, праздничности, по духовному высокому напряже­нию, по психологическому резонансу и этическому ОСвежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоот­ношений детей Выпускной ринг незаменим. Если учиты­вать, что разовое проведение становится началом много­летней традиции, а традиционность Выпускного рингаувеличивает спектр воспитательных влияний, то возни­кает предположение, что та особенная форма несет в се­бе некоторую педагогическую закономерность, пока на­ми не вполне обнаруженную.

Содержательная деятельность детей (все классы либо представители всех классов) слагается из вопросов к вы­пускникам школы и выcлyI.Шtваний их ответов на по­ставленные вопросы. Понятно, что вопросы эти связаныс выходом вьmyскника в самостоятельную жизнь, где он'

сам планирует жизнь, составляет личную программу, на­Me'JaeT центральную профессиональную дорогу. Конечноже, это вопросы мировоззренческого характера, выводя­щие всех участников ринга на уровень фИЛОСОфСКИЙ. Даже когда младшеклассники задают предметно­конкретные вопросы (например: «Какие учебные пред~ меты ты любил в школе больше всего?»), ответ они ПО-' лучают в обобщенном виде, так как выпускник постав­ЛеН: условиями игры в особое положение осмыслениявсеЙ школьной жизни.

Выпускной ринг - это интервью и одновременно от­чет одиннадцатиклассников, это анализ школьного про­II1ЛОГО и одновременно вычерчивание перспектив буду­rцeГO. Oтroгo, что это совершается прилюдно, что на та­кОЙ высокий уровень подымаются товарищи, тольковчера еще равные во всем школьникам, а теперь вдруготорвавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпускного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он: тоже неотвратимо движется к такому же финалу, что дУХовный багаж его к этому моменту может быть сацым разным (как он это видит по ответам выпускников), и только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.

Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) для выпускников, луч прожектора, направ­ленный на этот полукруг, легкая ленточка, уже отделив­шая выпускника от всей веселой, шумливой, беззаботнойбратии, судейская коллегия и рефери, ведущий ринг иконтролирующий этику сражения, гонг, извещающий оначале и финале ринга, иноrда приносят часы, чтобыстрого соблюдался временной период.

Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос 'предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, получивший ответ, благодарят друг друга за общение; оскорбительная форма вопроса и во­просы интимного плана исключаются; посьтаться во­просы МОТУТ как ко всему коллективу «<Уважаемый ll-йкласс, ответьте...»), так и к отдельным ученикам (<<Алеша! Я хочу тебя спросить...»); выпускники имеют визитные карточки, специально заготовленные для данного случая. По окончании ринга судейская коллегия выносит свое заключение о степени духовной подготовленности выпу­Скников к самостоятельной жизни.

Афиша о проведении ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на ринг. Об этике поведения на ринге Предупреждает ведущий.

Эмоциональным аккордом завершенного ринга CTaновится вручение сувенирных открыток каждому участ­нику Выпускного ринга: все школьники пр{)извольно

ПОДХОДЯТ по окончании к выпускникам и дарят им худо­жественные открытки со своими бесхитростными ПОЖе~ ланиями. Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое дуХовное содержание приобретает и Последний звонок, автором которого - так развивается сеЙtjДС школьная rpадиция - выступают сами ВЫпускники. Последний звонок - последний аккорд в систеМ€1 специальной ОрГа­низованной групповой деятельности школьников.

Дорогц жи~ни

Работа группы строится на ФИЛОСОфИческом основании: жизнь, достойная человека,- ЭТО жизнь, построен­ная на Добре, Истине,-Красоте. Три наивысшие ценно­сти как обобщение Всей пал:итрь]: ценностей человече­ской культуры служат ориентиром для современного человека каждодневно, ИДеТ ли он на работу, садится ли в трамвай, покупает ли билет в театр, ЗадУ,Мывает ли пода­рок для жены и детей. В праКТИке будней мы не вспоминаем о трех основаниях жизни,. но тем не менее, посто­янны в своей верности им. Игра «Дороги жизни» учи­тывает такую обьщенную ориентацию современного ду­ховно развитого человека.

Три набора карточек: один набор"'" ситуации жизни, проверяющие способность:Играющего бытьорщнтированным на Добро; второй набор':"- жизненные ситуации, проверяющие' цеННостное отношение участника игры к ИсТине; третий набор карточек скрывает в себе ситуа­ции, выявляющие отношение участника игры к Красоте.

Таким образом, программируется прохождение трех до­ рог жизни. Их может пройти один' участник, если ему Э;Го удастся, но воз.можен и ва;р~шнт группового пр((одоленця жизненных препятствий. АрбитРами выступают)Зсе уЧаСТНИI9I, наблюдающие за Прохождением дороги: если препятствие Пройдено,

J(ak полагают участники, то сообщается об этом откры­тоЙ ладонью, поднятой вверх. ВедуЩИЙ учитывает числоI10ложительных мнений.

Карточки с заданиями лучше ИЗГОТовлять из цвет 110ro картона, чтобы цвет обозначал содержательность избранной игроком дороги. Цветные карточки расклады­ваются в три цветные линии,.и первый участник обрета­еТ право свободного выбора дороги, по которой пойдет.

Дорога, на которую стал участник игры, должна быть I1ройдена до конца либо его усилиями, либо усилиями сменяющих его игроков. Азарт игре придает уСлошrе по­очередного прохождения дорог, и, пока не завершенодвижение по одной линии, исключается «сворачивать»на другую дорогу.

Для игры' нет возрастных ограничений, поэтому трудно рекоме:ндоваTh содержание заданий, педагог сам составляет такого рода задания, исходя из обстоятельств развития Школьников. Обратимся к иллюстрации. Вот, скажем, задачи из цикла «Дорога добра»:

- Ты видишь, на первом ряду с краю СИДИТ дама на сломанном стуле...

- Посмотри, как печально лицо девочки (на слай­де)... А это задачи цикла «Дорога истины». - Прочти: «Per aspera ad astra»...

- Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так. Что отвеча­ ешь? Вот задачи цикла «Дорога красоты»...

- Ты видишь на полу розу (ведуЩИЙ бросает ПОД ноги цветок)...

- Пройди по залу красиво...

- Посмотри, красиво ли это лицо (на слайде)... Заданий не должно быть больше пяти и меньше Трех. По Прохождении сложного пути ведущий поздрав­Ляет всех и благодарит за духовный труд.

Шанс и выбор

Вьщающийся философ нашего времени В. ФранклПИсал: «Быть человеком означает постоянно сталкиваться С СИтуацией, которая одновременно и шанс, и выбор».


Это высказывание задало название групповому занятиlOпо осмыслению воли субъекта в ходе его судьбы. Шанс - вероятность осуществления чего-либо, УСПе­ха, удачи. Предоставить шанс - значит дать возможность осуществить чего-либо. Использовать шанс – учесть предоставленную возможность и начать осуществлять то, что возможно. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы Не всегда его используем, потому что не хотим сделать дос­тойныIй выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.

Ход занятий: из корзины дети поочередно ВЫНИмают карточки с описанной ситуацией, определяют, какой именно шанс посылает им жизнь, и принимают реше­ние, использовать ли этот шанс, сделать ли соответст­вующий шансу выбор.

ЗаняТия держатся на интересе к текстам, рисующим ситуации. Поэтому здесь не нужна игровая интрига, дей­ствие течет ровно, спокойно, но напрgженно.

Взявшему карточку и прочитавшему текст предлага­ется произнести: «Я вижу, что ситуация предоставляетшанс проявить.., и я... выбираю (не выбираю) этот шанс».

. Примерные тексты, обозначающие предоставление человеку шанса быть 1JeJlовекоы:

- Посреди улицы стоит в одиночестве мальШI...

- Во время урока кто-то обидел учительницу...

- Вхожу в чужой двор. вижу дворника...

- у меня есть деньrn.. на углу продаются первые ве­сенние цветыI..

- Из сумки впереди идущего что-то падает...

На этапе рефлексии возможен вывод: жизнь ПРtЩОС­тавляет шанс быть достойным человеком, но такой же силы шанс быть низким человеком значит, все решать будет выбор, который делает Человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: