Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм раБотыI с детьми. По яркости, праздничности, по духовному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому ОСвежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоотношений детей Выпускной ринг незаменим. Если учитывать, что разовое проведение становится началом многолетней традиции, а традиционность Выпускного рингаувеличивает спектр воспитательных влияний, то возникает предположение, что та особенная форма несет в себе некоторую педагогическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную.
Содержательная деятельность детей (все классы либо представители всех классов) слагается из вопросов к выпускникам школы и выcлyI.Шtваний их ответов на поставленные вопросы. Понятно, что вопросы эти связаныс выходом вьmyскника в самостоятельную жизнь, где он'
сам планирует жизнь, составляет личную программу, наMe'JaeT центральную профессиональную дорогу. Конечноже, это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень фИЛОСОфСКИЙ. Даже когда младшеклассники задают предметноконкретные вопросы (например: «Какие учебные пред~ меты ты любил в школе больше всего?»), ответ они ПО-' лучают в обобщенном виде, так как выпускник поставЛеН: условиями игры в особое положение осмыслениявсеЙ школьной жизни.
|
|
Выпускной ринг - это интервью и одновременно отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного проII1ЛОГО и одновременно вычерчивание перспектив будуrцeГO. Oтroгo, что это совершается прилюдно, что на такОЙ высокий уровень подымаются товарищи, тольковчера еще равные во всем школьникам, а теперь вдруготорвавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпускного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он: тоже неотвратимо движется к такому же финалу, что дУХовный багаж его к этому моменту может быть сацым разным (как он это видит по ответам выпускников), и только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.
Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) для выпускников, луч прожектора, направленный на этот полукруг, легкая ленточка, уже отделившая выпускника от всей веселой, шумливой, беззаботнойбратии, судейская коллегия и рефери, ведущий ринг иконтролирующий этику сражения, гонг, извещающий оначале и финале ринга, иноrда приносят часы, чтобыстрого соблюдался временной период.
Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос 'предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, получивший ответ, благодарят друг друга за общение; оскорбительная форма вопроса и вопросы интимного плана исключаются; посьтаться вопросы МОТУТ как ко всему коллективу «<Уважаемый ll-йкласс, ответьте...»), так и к отдельным ученикам (<<Алеша! Я хочу тебя спросить...»); выпускники имеют визитные карточки, специально заготовленные для данного случая. По окончании ринга судейская коллегия выносит свое заключение о степени духовной подготовленности выпуСкников к самостоятельной жизни.
|
|
Афиша о проведении ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на ринг. Об этике поведения на ринге Предупреждает ведущий.
Эмоциональным аккордом завершенного ринга CTaновится вручение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники пр{)извольно
ПОДХОДЯТ по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными ПОЖе~ ланиями. Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое дуХовное содержание приобретает и Последний звонок, автором которого - так развивается сеЙtjДС школьная rpадиция - выступают сами ВЫпускники. Последний звонок - последний аккорд в систеМ€1 специальной ОрГанизованной групповой деятельности школьников.
Дорогц жи~ни
Работа группы строится на ФИЛОСОфИческом основании: жизнь, достойная человека,- ЭТО жизнь, построенная на Добре, Истине,-Красоте. Три наивысшие ценности как обобщение Всей пал:итрь]: ценностей человеческой культуры служат ориентиром для современного человека каждодневно, ИДеТ ли он на работу, садится ли в трамвай, покупает ли билет в театр, ЗадУ,Мывает ли подарок для жены и детей. В праКТИке будней мы не вспоминаем о трех основаниях жизни,. но тем не менее, постоянны в своей верности им. Игра «Дороги жизни» учитывает такую обьщенную ориентацию современного духовно развитого человека.
Три набора карточек: один набор"'" ситуации жизни, проверяющие способность:Играющего бытьорщнтированным на Добро; второй набор':"- жизненные ситуации, проверяющие' цеННостное отношение участника игры к ИсТине; третий набор карточек скрывает в себе ситуации, выявляющие отношение участника игры к Красоте.
Таким образом, программируется прохождение трех до рог жизни. Их может пройти один' участник, если ему Э;Го удастся, но воз.можен и ва;р~шнт группового пр((одоленця жизненных препятствий. АрбитРами выступают)Зсе уЧаСТНИI9I, наблюдающие за Прохождением дороги: если препятствие Пройдено,
J(ak полагают участники, то сообщается об этом открытоЙ ладонью, поднятой вверх. ВедуЩИЙ учитывает числоI10ложительных мнений.
Карточки с заданиями лучше ИЗГОТовлять из цвет 110ro картона, чтобы цвет обозначал содержательность избранной игроком дороги. Цветные карточки раскладываются в три цветные линии,.и первый участник обретаеТ право свободного выбора дороги, по которой пойдет.
Дорога, на которую стал участник игры, должна быть I1ройдена до конца либо его усилиями, либо усилиями сменяющих его игроков. Азарт игре придает уСлошrе поочередного прохождения дорог, и, пока не завершенодвижение по одной линии, исключается «сворачивать»на другую дорогу.
Для игры' нет возрастных ограничений, поэтому трудно рекоме:ндоваTh содержание заданий, педагог сам составляет такого рода задания, исходя из обстоятельств развития Школьников. Обратимся к иллюстрации. Вот, скажем, задачи из цикла «Дорога добра»:
- Ты видишь, на первом ряду с краю СИДИТ дама на сломанном стуле...
- Посмотри, как печально лицо девочки (на слайде)... А это задачи цикла «Дорога истины». - Прочти: «Per aspera ad astra»...
- Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так. Что отвеча ешь? Вот задачи цикла «Дорога красоты»...
|
|
- Ты видишь на полу розу (ведуЩИЙ бросает ПОД ноги цветок)...
- Пройди по залу красиво...
- Посмотри, красиво ли это лицо (на слайде)... Заданий не должно быть больше пяти и меньше Трех. По Прохождении сложного пути ведущий поздравЛяет всех и благодарит за духовный труд.
Шанс и выбор
Вьщающийся философ нашего времени В. ФранклПИсал: «Быть человеком означает постоянно сталкиваться С СИтуацией, которая одновременно и шанс, и выбор».
Это высказывание задало название групповому занятиlOпо осмыслению воли субъекта в ходе его судьбы. Шанс - вероятность осуществления чего-либо, УСПеха, удачи. Предоставить шанс - значит дать возможность осуществить чего-либо. Использовать шанс – учесть предоставленную возможность и начать осуществлять то, что возможно. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы Не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойныIй выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.
Ход занятий: из корзины дети поочередно ВЫНИмают карточки с описанной ситуацией, определяют, какой именно шанс посылает им жизнь, и принимают решение, использовать ли этот шанс, сделать ли соответствующий шансу выбор.
ЗаняТия держатся на интересе к текстам, рисующим ситуации. Поэтому здесь не нужна игровая интрига, действие течет ровно, спокойно, но напрgженно.
Взявшему карточку и прочитавшему текст предлагается произнести: «Я вижу, что ситуация предоставляетшанс проявить.., и я... выбираю (не выбираю) этот шанс».
. Примерные тексты, обозначающие предоставление человеку шанса быть 1JeJlовекоы:
- Посреди улицы стоит в одиночестве мальШI...
- Во время урока кто-то обидел учительницу...
- Вхожу в чужой двор. вижу дворника...
- у меня есть деньrn.. на углу продаются первые весенние цветыI..
- Из сумки впереди идущего что-то падает...
На этапе рефлексии возможен вывод: жизнь ПРtЩОСтавляет шанс быть достойным человеком, но такой же силы шанс быть низким человеком значит, все решать будет выбор, который делает Человек.