Тема 4: Деятельность Екатерины 1 в денежной системе России

В 18 веке в России произошел феноменальный рост цен, по сути- настоящая революция цен. Общий индекс реальных цен возрос за столетие примерно в пять раз. Эта революция оказала огромное влияние на экономику страны, в наибольшей степени последствия влияния проявились во второй половине 18 века. Сельскохозяйственная ориентация народного хозяйства стала углубляться, развиваясь в направлении производства зерна, пеньки, льна. По данным Б.Н. Миронова, в составе российского экспорта доля сельскохозяйственных продуктов в 1710 году составляла 92%, к 1725 году понизилась до 52%, а затем снова стала расти и к началу 19 века достигла 72%. Особенно прогрессировал вывоз зерна. Важнейшим фактором специализации российской экономики на производстве сельскохозяйственной продукции помимо включения России в международное разделение труда, явилось неравномерное повышение цен на различные группы товаров в ходе революции цен; цены на сельскохозяйственные товары повысились больше, чем на ремесленно- промышленные. Площадь пашни в Европейской России только за 1780-1804 гг. увеличилась примерно на 60%. Это сказывалось отрицательно на темпах роста промышленности и миграции крестьян в города. Так, в 1740-1783 гг. число горожан в среднем за год за счет миграции возросло на 0,18%, а в 1783-1801 гг. - на 0,16%. Отсюда происходило замедление роста городов. Надо учитывать и то, что более быстрый рост цен на сельскохозяйственные товары заставлял многих горожан до последнего держаться за огород, пашню. Во второй половине 18 века земледелие и скотоводство давали средства к жизни примерно половине городского населения.

Революция цен выступила одном из важных условий экономического преуспевания дворян- землевладельцев. В 1790-е годы помещики с каждого барщинного крестьянина стали получать почти в 30 раз больше дохода, чем в начале 18 века. Неуклонно росли расходы и с оброчных крестьян. Почти 2/3 прироста доходов помещики получили за счет роста цен на сельскохозяйственные товары. Они чрезвычайно выигрывали от ножниц цен на сельскохозяйственные и ремесленно- промышленные, в том числе импортные, товары. Громадный рост цен на сельскохозяйственные продукты стимулировал товарной сельскохозяйственное производство на крепостной основе. С одной стороны это привело к усилению крепостного права, а с другой- способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Так называемые контрреформы, последовавшие после смерти Петра 1, имели в виду не столько уничтожение его наследия в преобразованиях дворянской империи, сколько стремление любыми путями преодолеть тот тяжелый финансовый кризис, который разразился в 20-30-е годы 18 века. Главное стремление реформаторов- упрощение, удешевление государственной машины. На практике это приводило иногда к нарушениям экономических и иных интересов государства. В область финансов при Петре 1 Коммерц-коллегия вела приходом, а Штатс-контора- расходом денежных средств. Теперь же оба учреждения были объединены в одно. Значительно большим изменениям была подвергнута система местных учреждений. Цель этих изменений двоякая- укрепление власти дворянского государства на местах в обстановке постоянных волнений подневольного населения и облегчение острейшего финансового кризиса, разразившегося в 20-30-е годы 18 века. Крестьянство встретило подушную подать Петра 1 упорным сопротивлением, которое обнаружило себя уже при проведении первой ревизии. Жители той или иной местности при прибытии переписчиков либо убегали, либо утаивали часть населения. К утайке душ прибегали и сами помещики, стремясь тем самым увеличить свои собственные поборы. В начале 20-х годов систематически издавались указы, санкционировавшие различного рода наказания помещикам, вплоть до наказания кнутом и ссылки на каторгу. Но все эти меры были малоэффективны и вскоре от них отказались. Добавим, что несколько лет подряд (1723-1726 гг) перед началом сбора подушных денег обширных территорий России постигал неурожай, что резко ухудшило положение крестьян.

В первые годы своего правления Екатерина 1 предложила правительству для обсуждения следующие вопросы:

1) как увеличить доходную базу бюджета;

2) как уменьшить расходы государства на управление;

3) состояние торговли в России, формирование рыночных отношений;

4) состояние монетного дела России.

Воззрения верховников по монетному делу.

Ягужинский с целью оздоровления финансового состояния России предложил следующие меры:

1) развитие сельского хозяйства (т.к. Россия была аграрной страной);

2) разрешить часть подати вносить наличными;

3) совершенствование сухопутных и водных путей;

4) рост сельского хозяйства в народонаселении.

Меньшиков рекомендовал следующие меры по финансовому вопросу:

1) сокращение на 1/3 подушной подати;

2) разрешить часть подати вносить наличными;

3) отпустить из армии 2/3 офицеров, что улучшит управление вотчинами;

4) усилить чеканку медных монет как вынужденную и временную меру.

Татищев с 1724-1726 гг. изучал в Швейцарии финансы и монетное дело. С 1727 по 1733 гг.- глава монетной конторы. С 1737 по 1741 гг.- начальник Оренбургской комиссии. С 1741 по 1745 гг.- руководитель освоения и заселения земель на юго-востоке и востоке страны.

Он предлагал следующие меры:

1) развитие промышленности и сельского хозяйства;

2) развитие внешней и внутренней торговли;

3) рост сельского хозяйства и народонаселения;

4) исследование природных богатств, освоение новых территорий и земель;

5) совершенствование водных и сухопутных путей;

6) организация почты;

7) подготовка кадров;

8) отказ от чрезмерной эксплуатации "монетной регалии" казной.

Уже первый сбор подушного налога дал огромную недоимку (30%) всей суммы налога. На 1725 г. правительство вынуждено было понизить подушный оклад до 70 копеек, но это не спасло положения. Недобор все суммы налога вновь составлял 30%. По данным Военной коллегии, к 1739 году общая задолженность по подушной подати достигла фантастический цифры- около 5 млн. руб., что служит важнейшим показателем явного разорения крестьянства. В такой обстановке правительство должно было неоднократно "великодушно" прощать недоимки. Так, в частности, треть сборов была отменена на 1727, 1728, 1730 годы. Сокращали сборы и в 30-40-х годах 18 века. В 1754 г. правительство вынуждено было "простить" старую недоимку с 1724 по 1746 гг. (что составило около 2,5 млн. руб.). Вместе с тем в 50-х годах оклад был понижен на 3 копейки с души, в 1753 году- на 5 копеек и т.д. Крайне разорителен был и сам порядок сбора подушной подати. Стремясь сломить сопротивление крестьян, царское правительство поначалу передало функции сбора подати в руки армии. Это повлекло за собой огромные злоупотребления солдат и офицеров. В записке императрице Екатерине 1, составленной осенью 1726г., озабоченные высшие сановники (Меньшикоа, Остерман, Макаров, Волков) приоткрывали завесу над действительным состоянием дел. В частности, имея в виду сбор налогов, они писали, что "мужикам бедным страшен один въезд и проезд офицеров и солдат, комиссаров и прочих командиров, тем страшнее правеж и экзекуция". Впрочем, занимались хищениями не только они, но и чиновники местных учреждений, из которых "иные не пастырями, но волками, в стадо ворвавшимися, называться могут".

Итак. молчаливо охраняя интересы помещиков, заправилы государства обратили свои взоры на государственный аппарат, на систему государственного управления. Все центральные коллегии должны были сократить свои штаты до минимума в 6 персон. В 1727 году была в сущности ликвидирована петровская система местных учреждений. Эта система была, безусловно, весьма дорогостоящей. Полки из крестьянских селений перемещались теперь в города, причем преимущественно приграничные и в хлебородных районах. Полковое начальство было оставлено от сбора подушных денег. Перестроены были и финансовые органы. Штатс-конторы подчиняли Камер-коллегии, а функции рейнтместера -камерира объединили. Короче говоря, система петровских учреждений в провинции была ликвидирована. Таким образом, в какой-то мере это был возврат к практике 17 столетия. Количество городов, где "сидели" воеводы, было восстановлено по-старому, т.е. их число заметно увеличилось. Не осталось и следа от зарождавшегося самостоятельного управления городского посадского населения, поскольку Главный магистр был уничтожен, городские магистры подчинены воеводе, а потом уничтожили и их, сохранив лишь ратуши. Власть самого воеводы вновь стала единоличной, с 1727 г. так называемые асессоры воеводы были ликвидированы. Низшие чиновники были лишены теперь жалованья и вновь кормились за счет подношений населения. При всем этом областная контрреформа не была сплошным отрицанием. Кое в чем изменения имели позитивный характер и были предприняты отнюдь не во имя срочного исправления тяжелого финансового положения.

Ликвидация системы петровских учреждений, разумеется, не решила всех острых вопросов, хотя в итоге административных реформ расходы на госаппарат сократились более чем вдвое. По-прежнему огромные средства требовало содержание армии и флота, грандиозными темпами росли расходы императорского двора. По-прежнему росли недоимки по подушной подати. Правительство лихорадочно шарахалось от одной меры к другой. Армия в 1727 г. от сбора подушных денег была отстранена. При воеводе был лишь один штаб или обер-офицер для помощи. Основная роль в сборе денег была возложена на земских комиссаров. Причем задолженность стали взыскивать не с самих крестьян, а с помещиков или со старосты и приказчиков. Однако в 1730 году сбор подушных податей был снова передан в руки армии, расквартированной в данном районе. И это вновь не помогло. Даже самые страшные экзекуции не могли выжать деньги у истощенного и разоренного населения.

В 1733 году вдруг снова меняется система сбора подушного налога. Теперь сбор недоимок и подати возлагается на самих помещиков, что неумолимо приводило к усилению их власти над крестьянами, росту произвола и злоупотреблений. В сущности и эта мера не дала эффекта. В 1736 году было снова объявлено, что сбор подушных денег передается отставным офицерам.

Долголетний "анализ" причин финансового кризиса наконец-то привел высших сановников к справедливому заключению. В конце концов, в 40-50-х годах в области финансовой политики все-таки наметился существенный поворот. Царское правительство берет курс на повышение роли косвенных налогов, считая, что этот путь пополнения казны должен быть наиболее "безболезненным". Уже в 1742 году были повышены цены при продаже вина на 10 копеек с ведра. В конце 40-х годов цены на вино были еще раз повышены и введена единая цена. Уже в первый год это дало казне около полумиллиона рублей прибыли (примерно 30% от всего дохода с вина). В дальнейшем цены на вино повышали в 1756 и 1763 гг. и цена вина стала таким образом равной 2 руб. 53 коп..

Со временем Петра 1 была введена другая казенная монополия на продажу соли. В 1728 году соляная монополия была отменена, что привело к падению доходов казны. В 1731 году монополия на продажу соли было вновь восстановлена. В 1749 году по проекту П.И. Шувалова продажная цена на соль была резко повышена (до 35 копеек за пуд, что сразу же дало повышение дохода казны до 0,5 млн. руб. В 1756году пуд соли стоил уже 50 копеек, что привело к сокращению потребления соли. В 1762 году правительство вынуждено было снизить цены до 40 коп. за пуд.

В 40-х годах 16 века был введен еще ряд монополий вплоть до монополии на продажу табака, хотя существенной роли в бюджете они не играли.

Существенные изменения претерпели политика царизма в области торговли (как внутренней, так и во внешней). При Петре 1 в области внешней торговли проводилась ярко выраженная политика защиты внутреннего рынка, от заграничных товаров. Однако в 1731 году петровский тариф 1724 года был отменен, а пошлины на ввозимые товары значительно снижены. Это не могло способствовать быстрому развитию как промышленности, так и торговли. Явным препятствием этому были и целая сеть условных границ, пересечение которых торговцами сопровождалось уплатой пошлин за провозимый товар.

Тем временем в России в производство огромной массы предметов народного потребления вовлекалось крестьянство. В стране росло число деревень и сел, жители которых получали доход не столько от земледелия, сколько от промышленных занятий. Вместо традиционного натурального оброка, вместо работы крестьян на барских полях все большую роль стал играть денежный оброк.

И вот под давлением этих обстоятельств в 50-х годах многочисленные таможенные перегородки внутри страны, сильно затруднявшие широкое развитие торговли, были отмечены. Вместе с тем, чтобы государственная казна не претерпела убытки, соответственно были повышены пошлины на ввоз и вывоз товаров из страны за границу. Эта реформа имела существенное значение в развитии единого рынка.

Стремясь выбраться из крепких теней финансового кризиса, правительство в 1727-1731 гг. стало энергично портить медную монету, уменьшая ее действительную стоимость. Эта практика началась еще с Петра 1. При цене пуда меди в 6-8 руб. из него стали чеканить медных пятаков в 5 с лишним раз больше, чем следовало, т.е. на 40 руб.. В итоге внутренний рынок стал наводняться легковесными пятаками, что вызвало немедленный рост цен на предметы торговли и в конечном счете ухудшило положение крестьянства и горожан, правительство же увеличило массу денег и получило «из нечего» 2 млн. руб. прибыли. Вторично к этому же маневру прибегали в начале 60-х годов 18 века, что окончательно привело в расстройство денежное хозяйство страны.

К концу 18 столетия Монетный двор Петербурга, основанный Петром великим в 1724 году требовал срочной реконструкции. За три четверти века производственные мощности его выросли на столько, что в старых помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов вести работы стало не безопасно: теснота, ветхость от постоянной сырости ежеминутно грозили пожаром или разрушением. Кроме того, устаревшее оборудование и ручной труд едва ли не на всех участках уже не могли в полной мере обеспечивать государственную казну необходимым количеством золотых и серебряных монет, хотя недельная выделка их в это время составляла 100 тыс. руб. Монетный процесс, обслуживаемый двумя рабочими и подростком, «выдавал» в минуту не более 20-25 монет. В 1796 году русский посланник в Лондоне граф Воронцов, находившийся в дружеских отношениях с английским промышленником М.Болтоном, извещал царское правительство о готовности последнего поставить в Петербург современное оборудование для организации нового Монетного двора: паровые машины, усовершенствованные чеканочные прессы и все необходимые запчасти и принадлежности. Переговоры с М.Болтоном завершились заключением контракта: он обязывался поставить комплект оборудования для Монетного двора, который планировалось организовать при ассигнационном банке на период реконструкции крепостного Монетного двора. Специальным актом от 12 июля 1799 года король Англии Георг 3 разрешил инженеру М.Болтону экспорт монетного оборудования в Россию, таким образом, фирма Сохо в Бирмингеме стала официальным поставщиком Российской империи. Контакты эти продолжались и в 19 веке, уже после смерти М.Болтона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: