Содержание, задачи и тенденции развития производственной инфраструктуры организации

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечиваются не только рациональной организацией технологических процессов, но и высоким уровнем технологического обслуживания основного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нормального функционирования (без перерывов и остановок) основного производства и всех сфер деятельности предприятия. К инфраструктуре относятся инструментальное, энергетическое, ремонтное, транспортное, складское, тарное и другие хозяйства, а также службы материально-технического обеспечения, маркетинга, технического контроля качества продукции, подготовки производства новой продукции, лабораторных испытаний, планирования и учета, кадровой и финансовой деятельности, сбыта готовой продукции и т.п.

Состав и масштабы инфраструктуры предприятия зависят от типа производства, номенклатуры и объема выпуска продукции, уровня специализации и кооперирования, организации производственных процессов, размеров предприятия и его производственных связей.

Для выполнения функций технического обслуживания на предприятии создается ряд цехов и хозяйств, прямо не участвующих в создании основной продукции, определяющей профиль предприятия, а по своей деятельности содействующих работе основных цехов.

Для большинства предприятий пищевой отрасли подразделениями вспомогательных производств и всей системы технического обслуживания являются инструментальное, ремонтное, энергетическое, транспортное, складское и тарное хозяйства.

Использование современных технологий и высокопроизводительного оборудования в производственном процессе усложняет работы, связанные с обслуживанием, ремонтом и модернизацией техники, повышает значение инструментального обслуживания, приводит к увеличению потребности в различных видах энергии, растут внутризаводской и внешний объемы перевозок грузов и необходимость его хранения, учета и распределения между подразделениями предприятия.

Ремонтное хозяйство предприятия обеспечивает поддержание в технически исправном состоянии большого, часто весьма сложного парка технологического оборудования основных цехов путем его обслуживания, ремонта и модернизации.

Значительное место в производственной инфраструктуре предприятия занимает энергетическое хозяйство, так как современные производства являются крупными потребителями топлива, электроэнергии, пара, газа, воды, того воздуха и других энергоносителей. Энергетическое хозяйство обеспечивает различными видами энергии основные, вспомогательные цехи и все подразделения и службы предприятия.

На предприятии выполняется огромный объем транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных и других работ по выполнению внутреннего и внешнего грузооборота, который обеспечивает транспортное хозяйство и примыкающие к нему складское и тарное хозяйства. От рациональной организации этих хозяйств во многом зависят ритмичность работы основных цехов, длительность производственных циклов и уровень затрат на производство продукции.

Во вспомогательном производстве на промышленных предприятиях занято в настоящее время примерно 50 % всех рабочих. Из общего объема вспомогательных работ приходится на:

1) инструментальное обслуживание – 27%;

2) ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования - 30;

3) энергетическое обслуживание - 8;

4) транспортно-складское обслуживание - 23;

5) прочие работы (службы инфраструктуры) - 12 %.

Высокий уровень организации работ по обслуживанию основного производства, в большой мере, зависящий от степени его технологической оснащенности, является существенной предпосылкой повышения эффективности и качества продукции любого предприятия. Отсюда вытекает задача комплексной механизации и автоматизации не только основных, но и вспомогательных работ, где пока еще применяется много ручного труда. Вся система технического обслуживания предприятия должна соответствовать следующим требованиям:

1) обеспечивать условия выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных затратах;

2) осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания;

3) носить профилактический характер;

4) обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.

Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организация, адекватной уровню организации основного производства. Совершенствование техники и организации обслуживания создает условия для успешной работы предприятия, скорейшего освоения новых изделий, применения прогрессивных технологий и достижения на этой основе высоких технико-экономических показателей производства.

Основными направлениями совершенствования организации вспомогательных хозяйств в рамках предприятия являются:

1) дальнейшая специализация вспомогательных служб, что создает условия для использования наиболее мощного прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводительной технологии;

2) механизация и автоматизация технологических процессов;

3) рационализация управления;

4) улучшение нормативной базы;

5) обоснованное планирование численности работников;

6) разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда;

7) использование стимулирующих систем оплаты труда;

8) создание комплексной технологии;

9) внедрение и совершенствование форм хозяйственного расчета, основанных на рыночных отношениях.

Рациональная организация работы всех вспомогательных производств является важнейшим резервом стабилизацииосновного производства, наращивания объемов выпуска про­дукции, дальнейшего роста производительности труда и повышение эффективности работы предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: