Являясь очень емким понятием, маркетинг включает целый спектр видов деятельности, направленных на согласование возможностей компании и запросов потребителей. Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что означает «рынок». В настоящее время под маркетингом принято понимать философию управления, хозяйствования в условиях рынка, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Другими словами, маркетинг - это вся деятельность организации, направленная на разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, которая ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
В узком понимании - на уровне отдельного субъекта хозяйствования - маркетинг представлен управленческой системой, выполняющей функции планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей. Такое определение имеет достаточно широкий смысл, чтобы охватить деятельность как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг - это любая деятельность компании в интересах ее клиентов.
|
|
Соотношение системы маркетинга с основной целью любой коммерческой структуры - получением прибыли - позволяет определить
маркетинг как систему управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленной на получение приемлемой (максимальной) величины прибыли посредством изучения, учета и активного влияния на рыночные условия.
Сущность философии маркетинга проявляется в его основных принципах.
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии решений.
Данный принцип предполагает владение точной, полной и актуальной информацией по вопросам существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения потребителей на рынке и их отношения к продуктам данной компании и ее конкурентов. Следование данному принципу усложняется тем, что потребители зачастую не достаточно хорошо осознают, что конкретно они хотят. Их желание в большинстве случаев ограничивается необходимостью решить свои проблемы с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Поэтому одной из главных задач маркетинга может стать определение проблем, перед решением которых стоят потребители (в рамках инвестиционного проектирования эти вопросы решаются на стадии исследования возможностей).
|
|
2. Разработка внутрифирменной системы максимального приспособления производства к требованиям рынка,
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность компании (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его возможных изменений в будущем. Маркетинг предполагает создание, производство и реализацию того, на что действительно есть спрос. Маркетинг меняет приоритеты компании в направлении повышения значимости факторов спроса и запросов потребителей и требует производить товары в ассортименте и объеме, отвечающим этим запросам. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещается от возможностей производства к рыночным возможностям. Отдел маркетинга является источником информации, местом принятия ключевых решений и выработки не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Именно здесь по итогам тщательного анализа состояния и динамики спроса решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного товара.
3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств и методов продвижения с целью убеждения их приобрести конкретный товар.
Существует мнение, что хороший товар в рекламе не нуждается. Это заблуждение явилось причиной того, что большое количество хороших идей и качественных товаров так и не нашли своего потребителя. Разумеется, разработка и производство качественных новых продуктов является одной из главных задач большинства организаций. Однако не менее, а может и более важной задачей является их успешное продвижение на рынок. Задачей системы маркетинга на этом этапе становится разработка комплекса мероприятий по выведению товара на рынок, по стимулированию сбыта, а также анализ эффективности различных инструментов продвижения продукции.
План маркетинга
В структуре бизнес-плана проекта маркетинговая часть играет одну из самых важных ролей. Это вызвано тем, что в современных условиях рынка возможность реализовать товар или услугу становится ключевым вопросом при принятии решения о финансировании того или иного инвестиционного проекта. Другими словами, спрос на продукцию компании и конъюнктура рынка определяют выбор технологии производства, требования к персоналу, размер производственных мощностей. Таким образом, грамотное планирование сбыта становится ключевым фактором реалистичности бизнес-плана инвестиционного проекта.
Однако план маркетинга необходим не только для предполагаемой деятельности компании, но и для организации текущей работы компании. Важную роль маркетинговый план может сыграть и в переговорах с партнерами и инвесторами, которым необходимо иметь четкое представление о схемах распространения продукции, подходах к ценообразованию и стимулированию сбыта.
Следовательно, в маркетинговом плане должны быть освещены следующие аспекты предполагаемой работы компании:
- цели и стратегии маркетинга;
- результаты исследования рынка;
- выбор целевых сегментов рынка;
- ценообразование;
- методы реализации и стимулирования сбыта;
- схема распространения товара;
- прогноз продаж;
- организация послепродажного обслуживания.
Данный раздел бизнес-плана включает:
1) характеристика внешнего окружения предприятия;
2) анализ внутреннего окружения:
а) анализ отрасли,
б) анализ конкуренции,
в) анализ потребителей;
3) маркетинговая стратегия;
4) бюджет продвижения;
5) план сбыта продукции.
Планирование маркетинга можно представить в форме последовательных этапов, соответствующим разделам бизнес-плана, исключение любого из которых приведет к снижению качества маркетингового плана.
|
|
Этапы | Описание | Разделы бизнес-плана |
Аудит маркетинг | Оценка рыночного положения компании, маркетинговые исследования (стадия исследования возможностей) | Характеристика внешнего и внутреннего окружения предприятия |
Постановка целей | Формирование на основании исследований реалистичного набора количественных маркетинговых и связанных с ними финансовых целей, совместимых с общими целями компании | Маркетинговая стратегия |
Стратегическое планирование | Выработка стратегии, обеспечивающей достижение поставленных целей и согласующейся с общей стратегией компании | Маркетинговая стратегия |
Тактический план | Создание детального тактического плана действий, способного обеспечить выполнение стратегии и достижение поставленных целей | Бюджет продвижения План сбыта продукции |
Первый этап был рассмотрен в предыдущей главе как одна из составных частей этапа исследования возможностей. Рассмотрим оставшиеся три этапа более подробно.
Лекция 9
Тема 6.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
3. Цели и стратегии маркетинга.
3.1. Сегментация рынка и дифференциация.
3.2. Оценка конкурентоспособности.
3.3. Выработка маркетинговых целей проекта.
3.4. Разработка маркетинговой стратегии.
4. Разработка комплекса мероприятий маркетинга.
5. Планирование сбыта.
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.