Сущность процесса обучения, его основные характеристики. Функции и движущие силы процесса обучения

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем.

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса:

1) дидактический компонент, обобщающий собственно дидактические характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы обучения и т.д.;

2) гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимся под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя;

3) психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

4) в кибернетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное - управление усвоением информации;

5) социологический компонент системы охватывает отношение между участниками учебного процесса;

6) организационный компонент, отражающий учебный процесс в аспекте интеллектуального труда.

Выделяются следующие закономерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: - уровня и темпов развития общества;

- потребностей и возможностей общества; - уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения зависит от: - общественных потребностей и целей обучения; - темпов социального и научно-технического прогресса; - возрастных возможностей школьников; - уровня развития теории и практики обучения; - материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; - характера и объема изучаемого материала; - организационно-педагогического воздействия обучающих; - обучаемости учащихся; - времени обучения.

4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от:

- знаний и навыков в применении методов; - цели обучения; - содержания обучения; - возраста учащихся; - учебных возможностей (обучаемости) учащихся; - материально-технического обеспечения;

- организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от:

- интенсивности обратных связей в системе обучения;

- обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от:

- внутренних стимулов (мотивов) обучения;

- внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: