Профессионально важные качества педагога-психолога образования. Права и обязанности педагога-психолога

Практический психолог - специалист-психолог, занимающийся решением практических психологических задач и имеющий, как правило, соответствующее высшее образование. Практический психолог ведет психологическое консультирова­ние, занимается психодиагностикой и психологической коррекцией, а также оказывает иную практическую психо­логическую помощь нуждающимся в ней людям.

Перечислим основные качества, несовместимые с работой психолога:

· Низкий интеллект, низкая сила эго (Я)

· Отсутствие эмпатии

· Недостаточная свобода мысли

· Невозможность решать свои собственные проблемы

· Низкая организованность, заторможенность

· Потребность в гиперопеке

· Высокая тревожность

Рассмотрим модель профессионально важных для работы психолога качеств:

Личные качества Интеллектуальность, социабельность, оптимизм, внутренняя порядочность, эмоциональная устойчивость, самокритичность
Сознание и самосознание Высокая рефлексивность, знание своих особенностей, способностей, сильных и слабых сторон, способов компенсации недостатков; умение регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать психические функции
Деятельность Профессиональные знания и умения: коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, умение построить и организовать психопрофилактическую и психокоррекционную работу, педагогические умения
Общение Эмпатия, доброжелательность, внимательность, наблюдательность, выдержка, терпение, настойчивость, педагогическая интуиция, психологический такт

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использовании психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен я соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством, изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Этические принципы призваны обеспечить:

· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, которыми работает психолог;

· сохранение доверия между психологом и клиентом;

· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: