Практический психолог - специалист-психолог, занимающийся решением практических психологических задач и имеющий, как правило, соответствующее высшее образование. Практический психолог ведет психологическое консультирование, занимается психодиагностикой и психологической коррекцией, а также оказывает иную практическую психологическую помощь нуждающимся в ней людям.
Перечислим основные качества, несовместимые с работой психолога:
· Низкий интеллект, низкая сила эго (Я)
· Отсутствие эмпатии
· Недостаточная свобода мысли
· Невозможность решать свои собственные проблемы
· Низкая организованность, заторможенность
· Потребность в гиперопеке
· Высокая тревожность
Рассмотрим модель профессионально важных для работы психолога качеств:
Личные качества | Интеллектуальность, социабельность, оптимизм, внутренняя порядочность, эмоциональная устойчивость, самокритичность |
Сознание и самосознание | Высокая рефлексивность, знание своих особенностей, способностей, сильных и слабых сторон, способов компенсации недостатков; умение регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать психические функции |
Деятельность | Профессиональные знания и умения: коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, умение построить и организовать психопрофилактическую и психокоррекционную работу, педагогические умения |
Общение | Эмпатия, доброжелательность, внимательность, наблюдательность, выдержка, терпение, настойчивость, педагогическая интуиция, психологический такт |
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использовании психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен я соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством, изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
|
|
Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
|
|
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, которыми работает психолог;
· сохранение доверия между психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.